Раскрыты подробности по делу о самостреле полицейского, связанные с Жакипом Асановым

Астана. 30 октября. КазТАГ – Известный казахстанский журналист Михаил Козачков раскрыл подробности по делу о самостреле полицейского из Павлодарской области Рахима Унбаева, которые оказались связаны с председателем Верховного суда Жакипом Асановым.

«В мае текущего года страну потрясла новость, пришедшая из села Железинка, что в Павлодарской области. В здании местной районной прокуратуры выстрелил в себя следователь Рахим УНБАЕВ, которого в выходной день вызвали в надзорный орган, чтобы пропесочить за плохую работу. Полицейский остался жив, а вот районный прокурор Карим ШУГАЕВ потерял свою должность - его уволили по результатам служебного расследования, установившего многочисленные странности в действиях Карима Маратовича. Да и в целом ситуация выглядела для прокуратуры весьма неприглядно - что же такого надо было сказать сотруднику полиции, чтобы он решил наложить на себя руки? Однако Шугаев с решением вышестоящщего начальства не согласился и подал в суд, требуя восстановления в должности», - написал Козачков на своей странице в социальной сети.

По его словам, судья Калжан Ермаганбетова внимательно выслушала все аргументы участников и даже просмотрела видео, снятое камерой наблюдения сразу после происшествия. «Выяснилось, что сотрудники прокуратуры вместо оказания первой медицинской помощи пострадавшему в спешке начал... выносить бутылки и продукты из здания! Об этих деталях уже писала Ольга Воронько, но когда мне прислали это видео, я понял, что не могу им не поделиться», - пишет журналист.

Напомним, что инцидент случился в Железинской районной прокуратуре в воскресенье, 23 мая. 

«В тот день прокурор района Бугаев вместе со своим помощником Алибеком АЙТЖАНОВЫМ находились на работе и зачем-то вызвали к себе на разговор майора полиции Рахима Унбаева. Позже в суде полицейский расскажет, что помощник прокурора Айтжанов оскорблял его нецензурными словами, якобы следователь работает плохо, затягивает расследования. Видимо, это стало последней каплей для майора, который, как оказалось, был единственным следователем в районе, где проживают 15 тыс. человек. С начала года он ежедневно выходил на дежурства, а тут еще и в выходной день пришлось выслушивать претензии. Унбаев сходил в райотдел, взял табельное оружие, после чего вернулся в прокуратуру и выстрелил в себя. Майору повезло, ранение оказалось не смертельным. Ну а прокурор Шугаев ответил за инцидент должностью, однако не согласился с решением руководства и пошел в суд. Именно там в ходе процесса была изучена видеозапись, легшая в основу служебного расследования», - сообщает Козачков.

По его словам, камера наблюдения, установленная прямо у входа в районную прокуратуру, зафиксировала все действия сотрудников прокуратуры сразу после единственного выстрела.

«Как вы думаете, что сделали Шугаев, Айтжанов и еще один присутствовавший во время происшествия работник надзорного органа? Может быть, они кинулись проверять пульс у полицейского? Сделали из одежды жгут, чтобы зажать ему рану и остановить кровотечение? Или хотя бы подняли пистолет, чтобы стрелок не пальнул в кого-нибудь еще? Увы, камера сняла совсем другую картинку. В первые минуты после выстрела трое мужчин спешно выносят из здания пакеты с неизвестным содержимым и прозрачные бутылки с темной жидкостью», - говорится в посте. 

Журналист пишет, что районный прокурор Шугаев заявил, что в его кабинете находились чипсы и семечки, а в пластиковых полуторалитровых сосудах оказались квас и лимонад. 

«Представляю себе такой диалог: - Шеф, у нас самострел, возможно, труп. Что делать? - Быстро выносим лимонад и семечки! Впрочем, есть еще один важный момент - сотрудники прокуратуры обязаны знать, что после попытки самоубийства районная прокуратура превратилась в место преступления, откуда категорически запрещено выносить любые вещи и предметы, поскольку эти действия могут отразиться на результатах расследования. К тому же, если в бутьлках плескались безалкогольные напитки, то почему так важно было убрать их из здания прокуратуры?» - задается вопросом Козачков.

Он считает, что все это вкупе и привело к тому, что действия районного прокурора дисциплинарная комиссия оценила как грубое нарушение служебной дисциплины, после чего он и был уволен.

«Однако судья Ермаганбетова из Есильского райсуда столицы сочла, что совершенно неважно, как вел себя районный прокурор и что чипсы и лимонад оказались для него важнее, чем человеческая жизнь. Служительница Фемида указала, что были «существенно нарушены процедуры увольнения сотрудника правоохранительного органа», поскольку причастность прокурора Шугаева к совершению полицейским попытки самоубийства не была доказана. Тем более, заведенное по статье «Доведение до самоубийства» уголовное дело было прекращено. Поэтому судья указала, что уволили районного прокурора незаконно и восстановила его в должности», - пишет журналист. 

По его словам, работодатель должен был заплатить ему Т1,2 млн за вынужденный прогул. 

«Спорить с решением суда не стану, тем более, что разбирательства еще не закончились. Но у меня есть предположение, с чем может быть связана такая благосклонность Фемиды к прокурору района, проживающему в селе с населением 5 тыс. человек. Впрочем, совершенно неважно, в какой глухомани оказался человек, главное - кто его родственники. А в этом плане Карим Шугаев даст фору многим жителям левого берега Столицы», - говорится в сообщении. 

Он напомнил, что его супруга Айжан Шугаева, в девичестве носила фамилию Пшембпаева. 

«Она - близкая родственница видных государственных деятелей Мереке и Мейрама Пшембаевых. Первый сейчас находится на высокой должности вице-министра по чрезвычайным ситуациям, а второй до января 2021 года законотворничал в Мажилисе. А еще семья Пшембаевых когда-то занималась бизнесом с очень большими людьми из судебной системы. В 2005 году сын Мейрама Пшембаева Даурен стал совладельцем ТОО «Юридический супермаркет». И вот ведь какое совпадение - еще одним учредителем компании оказался сам Жакип АСАНОВ, нынешний председатель Верховного суда», - пишет Козачков. 

Он отмечает, что на портале Egov любой желающий может запросить справку и перепроверить эти данные - юрлицо действующее. Также, журналист отмечает, что третьим совладельцем фирмы является Ербол Умралиев, с лета 2021 года работающий судьей Верховного суда, а ранее трудившийся руководителем аппарата Верховного суда. 

«Второе совпадение- господин Умралиев возглавлял аппарат Генеральной прокуратуры как раз в период, когда должность первого руководителя в надзорном органе занимал господин Асанов. Третье совпадение - Ербол Джумабаевич более четырех лет трудился в АО «Транстелеком», где руководящие должности занимал Даурен Пшембаев. Одним словом, трое хозяев «Юридического супермаркета» тесно связаны друг с другом на протяжении длительного времени. И тут вдруг близкий родственник одного из них оказался вышвырнут на улицу, но объективный и беспристрастный суд восстановил справедливость и сумел защитить районного прокурора от произвола Генеральной прокуратуры. И это четвертое и главное совпадение в этой запутанной историей с лимонадом, чипсами и «Юридическим супермаркетом», - подытожил журналист. 


Редакция МИА КазТАГ предлагает Верховному суду и генеральной прокуратуре расценивать данный материал в качестве запроса комментария касательно ситуации.

Напомним, ранее сообщалось о том, что судью в Нур-Султане обвинили в незаконных совещаниях с присяжными по делу о самостреле полицейского. 

Источник фото: Из открытых источников


adimage