Регулирование тарифов на транспортировку нефти в Казахстане является непрозрачным – S&P

Алматы. 27 апреля. КазТАГ - Регулирование тарифов на транспортировку нефти в Казахстане является непрозрачным, считают аналитики международного агентства S&P Global Ratings, подтвердившие рейтинг АО «КазТрансОйл» (КТО) со стабильным прогнозом.

«Мы по-прежнему оцениваем страновой риск в Казахстане как высокий и считаем, что регулирование тарифов (на транспортировку нефти – КазТАГ) является непрозрачным. В 2015 году регулятор одобрил внутренние тарифы на пятилетний период, с умеренным их увеличением - на 10% ежегодно. С нашей точки зрения, это добавляет предсказуемости относительно денежных потоков КТО, связанных с внутренними операциями. В то же время КТО не защищено от неблагоприятных пересмотров тарифов, хотя до сих пор регулятор не вносил в них сколько-нибудь значительных изменений», - говорится в обосновании рейтинга.

Как отмечается, на профиль бизнес-рисков КТО положительно влияют сильная рыночная позиция, ограниченная конкуренция со стороны железнодорожного и танкерного транспорта, обусловленная тем, что Казахстан не имеет выхода к Черному морю, а также низкая себестоимость трубопроводной транспортировки нефти.

«В 2017 году КТО переправила 46,3 млн тонн сырой нефти, при этом доля казахстанских производителей составила 36,2 млн тонн (около 42% совокупной нефтедобычи в стране). Основной конкурент КТО, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), ежегодно обеспечивает транспортировку свыше половины экспорта сырой нефти из Казахстана», - указали в S&P.

«Позитивное влияние на КТО оказывает диверсификация маршрутов. Компания транспортирует нефть к местам расположения казахстанских перерабатывающих заводов, а также железнодорожных и портовых пунктов, по основному экспортному участку трубопровода «Атырау-Самара» и обеспечивает транзитные поставки нефти из России в Китай. Основной конкурент компании, КТК, использует только один маршрут, ведущий от нефтяных месторождений на западе Казахстана через российскую территорию до Новороссийского порта в Черном море», - отмечают аналитики.

По их мнению, основными негативными факторами для КТО являются возможное участие в новых строительных проектах, что может привести к ослаблению показателей кредитоспособности и более агрессивному характеру профиля финансовых рисков, а также подверженность риску, связанному с возможным давлением со стороны материнской компании «КазМунайГаз» (КМГ) в отношении дивидендных выплат.

«В долгосрочной перспективе ключевым риском для КТО является постепенное снижение объемов добычи по мере истощения месторождений нефти ее ключевых клиентов - компаний группы КМГ, что в будущем может снизить объемы транспортировки нефти и негативно повлиять на операционные потоки», - считают в S&P.

«Основным источником роста добычи нефти в Казахстане, по всей видимости, станет Кашаганское месторождение, которое использует в основном КТК. Исторически преимуществом этого трубопровода для производителей легкой нефти является функционирование механизма банка качества нефти, которого на настоящий момент КТО не имеет», - говорится в сообщении.

В S&P обратили внимание, что КТО работает над улучшением конкурентоспособности маршрутов транспортировки. «Так, с начала 2017 года КТО совместно с ПАО «Транснефть» создан новый маршрут для транспортировки легкой малосернистой казахстанской нефти с сохранением качества по всему маршруту Атырау – Самара – Новороссийск с отгрузкой танкерными партиями Siberian Light через порт Новороссийск, что способствует получению более высокой прибыли для поставщиков легкой нефти. Кроме того, мы полагаем, что основные клиенты компании заинтересованы в диверсификации возможностей транспортировки, что в определенной степени поддерживает рыночную позицию КТО», - указано в информации.

Касательно рейтингов компании сообщается, что S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг казахстанского оператора нефтепроводов АО «КазТрансОйл» на уровне «ВВ-», прогноз - «стабильный».

«Подтверждение рейтингов КТО отражает наше мнение о том, что оценка характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP) компании остается на уровне «bb+», КТО имеет «высокую» стратегическую значимость для материнской группы КМГ (…), а вероятность получения КТО своевременной и достаточной экстраординарной поддержки со стороны государства в случае необходимости оценивается как «высокая», - пояснили аналитики.

«Вместе с тем текущие рейтинги КТО по-прежнему ограничены уровнем рейтингов материнской компании КМГ (ВВ-/стабильный/--). Мы не ожидаем, что рейтинги КТО превысят уровень рейтингов группы КМГ, которая тщательно контролирует стратегию и операционную деятельность дочерней организации, владеет компаниями в несвязанных сегментах экономики и имеет высокую долговую нагрузку на уровне материнской компании», - подчеркнули в S&P.

Прогноз «стабильный» отражает прогноз по рейтингам материнской компании - КМГ, а также ожидания хороших кредитных характеристик вследствие прибыльного бизнеса по транспортировке и экспорту нефти и отсутствия долга на уровне компании. «Мы полагаем, что КТО не может быть защищена от рисков, связанных с ее принадлежностью к группе КМГ, поэтому мы не присваиваем дочерней компании рейтинга выше уровня материнской структуры», - отметили эксперты.

По их данным, согласно отчетности за 2017 год, выручка КТО была выше прогнозируемой: показатель EBITDA с учетом корректировок S&P Global Ratings составил Т111 млрд (примерно $340 млн). Грузооборот нефти достиг 40 млрд тонно-километров, что на 12% превышает показатель 2016 года и отражает следующие факторы: дополнительные объемы нефти, поставленные с Кашаганского месторождения за его первый год работы на полную операционную мощность, новые транзитные поставки нефти из России в Узбекистан с ноября 2017 года, а также дополнительные транзитные поставки нефти объемом 3 млн тонн из России в Китай (в соответствии с дополнительным соглашением, принятым в декабре 2016 года).

Источник фото: из открытых источников


adimage