Россия угрожает прекращением параллельной работы с энергосистемой Казахстана

Астана. 18 июля. КазТАГ – Россия угрожает прекращением параллельной работы с энергосистемой Казахстана, сообщается в представленном министерством энергетики проекте концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики».

«За последние годы существенно увеличились риски для энергетической безопасности Республики Казахстан, связанные с увеличивающимися объемами отклонений субъектов рынка электрической энергии РК, приводящими к значительным отклонениям фактических сальдо-перетоков электрической энергии на границе с энергосистемой Российской Федерацией от плановых значений, что вызывает недовольство со стороны российской энергосистемы и поступают соответствующие предупреждения и угрозы о возможном прекращении параллельной работы с энергосистемой Республики Казахстан», - говорится в проекте концепции.

Одной из основных причин данных отклонений названо «отсутствие финансовой ответственности за создаваемые дисбалансы (отклонения часовых фактических объемов производства-потребления электрической энергии от часовых плановых значений) и экономических стимулов к балансированию у субъектов рынка, приводящие к незаинтересованности данных субъектов в оптимальном планировании графика производства-потребления электроэнергии и участия в покрытии отклонений».

«В настоящее время балансирующий рынок электрической энергии (БРЭ) работает в режиме имитации без процедуры реальных денежных взаиморасчетов за дисбалансы. Данный режим длится около 13 лет. Имитационный режим работы БРЭ за время своего действия достиг своей цели. Все участники рынка, заключив с оператором балансирующего рынка соответствующие договоры на куплю-продажу дисбалансов и балансирующей электроэнергии, все эти годы имитации БРЭ осуществлял свою работу по данным договорам. В рамках данной работы были отлажены все ключевые процессы и механизмы в рамках БРЭ. Также был определен объем зависимости от энергосистем соседних государств (ЕЭС РФ в первую очередь) в балансирующей электроэнергии и регулировании», - уточнили авторы проекта.

В связи с чем, по их словам, «в целях обеспечения стабильного функционирования электроэнергетической системы, требуется обеспечить ввод балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени (с финансовыми взаиморасчетами) в кратчайшие сроки, что требует внесения соответствующих изменений в законодательство об электроэнергетике».

«Целью имитационного режима работы балансирующего рынка являлась отработка участниками рынка механизма взаимодействия с оператором балансирующего рынка, определения реальных величин дисбалансов производства-потребления электрической энергии в ЕЭС РК, уточнения потребности в резервах мощности, определение диапазонов цен на балансирующую электроэнергию. Но имитация, как известно, не позволяет в полной мере реализовать все задуманные ключевые меры в рамках реформ», - добавили разработчики.

Они отметили, что «не выставление счетов при работе БРЭ в имитационном режиме не означает, что допускаемые в реальности участниками рынка дисбалансы никем не урегулируются, и никто за них не платит».

«Все физические дисбалансы, допускаемые участниками рынка в период имитации, урегулируются системным оператором, как за счет внутренних возможностей, так и за счет содействия ЕЭС РФ. Все это имеет свою цену. В частности, урегулирование, оказанное российской стороной, имеет свою рыночную стоимость, и зачастую довольно высокую, определяемую по рыночным законам балансирующего рынка России», - пояснили разработчики.

Авторы проекта подчеркнули, что «казахстанские участники рынка всегда платили и продолжают платить за допущенные ими дисбалансы по рыночным ценам».

«Но данная плата за дисбалансы, ввиду работы казахстанского БРЭ в режиме имитации, имеет свои особенности, заключающиеся в том, что все затраты за дисбалансы по ЕЭС РК, допущенные какими-либо участником рынка, распределяются на всех участников рынка, то есть происходит равномерное распределение ответственности определенных участников рынка сразу на всех участников рынка, и все платят по средней цене пропорционально сумме своего потребления и своей генерации, независимо от того, большой или малый, существенно или несущественно влиявший дисбаланс был допущен. Соответственно, те субъекты, которые допускают существенные дисбалансы в ЕЭС РК, фактически не чувствуют полной ответственности за это. Как следствие, те участники рынка, которые не допускают больших дисбалансов либо как минимум стараются правильно планировать и (или) не допускать дисбалансы, несут ответственность за дисбалансы других участников рынка», - сказано в документе.

По словам авторов, «сохранение БРЭ в режиме имитации уже негативно сказывается на самой энергосистеме».

«Участники рынка, и потребители и энергопроизводящие организации, понимая отсутствие реальной финансовой ответственности за допускаемые ими дисбалансы, не принимают со своей стороны должных мер по их предотвращению или смягчению. Накладываясь друг на друга в один и тот же момент времени, такие дисбалансы еще сильнее ухудшают положение в энергосистеме. Сохранение балансирующего рынка в течение более 13 лет в имитационном режиме без финансовых обязательств субъектов рынка привело к антирекордным отклонениям с Российской Федерацией более 1500 МВт (допустимый переток 150 МВт)», - уточнили авторы.

На данную ситуацию, по их словам, «также накладывается и то обстоятельство, что развиваемые сегодня в стране возобновляемые источники энергии (ВИЭ), являющиеся нестабильными и не несущими никакой ответственности за свои дисбалансы, достигли уже такого объема по мощности, что порядка 10 % всех ежесуточных отклонений в энергосистеме РК в вечернее время происходит по причине данных источников».

И, по словам авторов, «эта тенденция роста негативного влияния ВИЭ на энергосистему РК продолжает сохраняться, так как вводы ВИЭ из года в год растут, а с учетом целевых индикаторов до 2030 года, ситуация будет еще сложнее».

«Во-первых, это способствует увеличению вечернего пика нагрузки в энергосистеме – самого тяжелого времени для энергосистемы, когда не недостаточно мощностей. Для потребителей, которые могли бы потребить электроэнергию не в вечернее время, нет достаточных стимулов, чтобы сместить потребление во времени на другие часы и тем самым снизить на определенный объем пиковую нагрузку в энергосистеме. Все новые электрические мощности в стране, за которые платят все казахстанцы, вводятся в Казахстане, исходя из величины максимума нагрузки в вечерние часы, соответственно, чем больше в таком максимуме тех нагрузок, которые могли быть перенесены в другие часы, тем больше в стране нужно строить мощностей, и тем дороже это будет для самих конечных потребителей – тех же участников рынка. Во-вторых, как следствие, в том объеме, в каком имеется недостаток вышеуказанной дисциплины, снижается энергетическая безопасность Казахстана, и увеличивается зависимость от поставок регулирования и балансирующей электроэнергии из России», - добавили авторы.

По их словам, «само отсутствие каких-либо реальных финансовых стимулов для энергопроизводящих организаций, не позволяют в полной мере задействовать имеющийся потенциал электрических станций в суточном регулировании, что позволило бы снизить, а в некоторых случая исключить определенные дисбалансы в энергосистеме».

«Как следствие вышеприведенных аргументов, без реализации механизма БРЭ в Казахстане невозможно будет задействовать все существующие сегодня резервы участников рынка (как потребителей, так и электростанций) по оптимизации кривизны их графиков потребления и вовлечения данных участников в процесс регулирования энергосистемы, что позволило бы чисто организационными методами, без вливания существенных средств в энергосистему, снизить в определенном объеме потребность энергосистемы в строительстве новых маневренных мощностей, и тем самым, снизить стоимость затрат республики на покрытие данной потребности. Это сразу же также отразится и на затратах участников рынка, которые уже будут платить сравнительно меньше за такие маневренные мощности, чем могли бы. Таким образом, сгладится влияние вновь вводимых маневренных электростанций на конечных потребителей РК», - считают разработчики.

Также, согласно концепции, «без введения БРЭ не будут созданы условия для полноценного задействования для нужд энергосистемы и потребителей новых маневренных электростанций, которые планируются к строительству в Казахстане в ближайшие годы».

«Обусловлено это тем, что для полной реализации переменного режима работы таких электростанций, в рамках которого эти станции будут задействованы системным оператором очень часто, практически каждый час, изменять свой режим работы, потребуется механизм финансового урегулирования дисбалансов, возникающих при такой работе в больших количествах», - сказано в проекте концепции.

Ранее КазТАГ приводил мнение разработчиков концепции о том, что действующие подходы не дают нужного эффекта по энергетической безопасности Казахстана.

Источник фото: iStock


adimage