Российский вагон на угле и швейцарский по евростандарту – что выберет КТЖ?

Астана. 4 февраля. КазТАГ – АО «Национальная компания «Қазақстан Темір Жолы» (КТЖ) может купить произведенные по устаревшим стандартам российские вагоны вопреки возможности приобрести по схожим ценам современные швейцарские вагоны, построенные по передовым европейским стандартам, передает корреспондент агентства.

«Сейчас КТЖ стоит перед сложнейшим выбором – производить казахстанские вагоны на пару со швейцарской компанией Stadler («Штадлер») или закупать/собирать российские вагоны от «Трансмаша» (ЗАО «Трансмашхолдинг», ТМХ, Россия – КазТАГ). То есть закуп 1 тыс. вагонов где-то на $100 млн (Т40 млрд). Забавно, что оказывается в бюджете КТЖ еще до конкурса заложили эти цены. А производство швейцарских вагонов вроде уже обсудили и подписали меморандум. Если я правильно помню, как раз прилетал президент Швейцарии и я сам сидел и слушал эти планы», - написал в четверг на своей странице в социальной сети финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

Он отметил, что «есть разница в ценах – швейцарские будут дороже».

«Правда российские будут хуже и будут требовать капремонта – $400-500 тыс. за один вагон в течение 15 лет (швейцарские вагоны капремонта не требуют). Но швейцарские можно будет производить, и продавать дороже. Российские вагоны мы продавать не сможем, сможем только ремонтировать. Правда, швейцарские мы сможем производить из собственного алюминия. Зато российские можно будет сдавать себе же в аренду – как это сейчас делают в КТЖ», - отметил известный эксперт.

При этом, отмечает он, «швейцарские вагоны закупала Россия, когда надо было возить туристов на чемпионат мира по футболу, потому что свои было неудобно показывать».

По данным Рысмамбетова, швейцарский производитель вагонов – компания «Штадлер» предложила казахстанской стороне более выгодные условия покупки завода «Тулпар-Тальго» в Нур-Султане, чем российский ТМХ для производства в столице современной жд-техники. Однако столичный завод был продан россиянам за 23 млн евро.

«Я даже не буду показывать казахстанские вагоны, на которых мы сейчас ездим. Однако наши туристы все катались на швейцарских вагонах в Грузии – по ж/д от Тбилиси до Батуми. Лично я катался полтора года в Швейцарии и это самое глубокое впечатление от Швейцарии помимо виски Santis. Опять КТЖ перед нелегким выбором – «лада-седан-баклажан» или швейцарское качество. Или помочь братскому «Трансмашу» за казахстанский бюджет или создать у себя производство. Самое любопытное, что Трансмашевские вагоны в отличие от швейцарских – топятся на старом добром угле и пыхтят не хуже паровоза. Лишне говорить, что швейцарские вагоны не используют уголь», - отмечает в свою очередь Рысмамбетов.

Эксперт выступает против покупки устаревшей российской техники.

«Я понимаю, что КТЖ решили поддержать россиян, но не за наши деньги же. Ребята, свои отдавайте. Я хочу швейцарские вагоны. КТЖ вообще уникальная компания. Падает, падает, а упасть не может. У меня чешутся руки предложить пригласить сюда SBB (Schweizerische Bundesbahnen) швейцарцев и заменить управление КТЖ на внешнее. И тогда хотя бы в железнодорожной отрасли у нас будет порядок», - резюмирует Рысмамбетов.

Редакция МИА КазТАГ обратилась в пресс-службу КТЖ с просьбой прокомментировать ситуацию.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage