Астана. 24 декабря. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Семь принципов, заложенных в проект новой редакции Экологического кодекса РК, будут способствовать улучшению окружающей среды в Казахстане, сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев.
«Экологический кодекс состоит из семи основных принципов. Первый, «загрязнитель платит и исправляет», второй, новые подходы оценки воздействия на окружающую среду, третий, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) и экономические меры стимулирования, четвертый, направление платы за эмиссии на экологические мероприятия, пятый, создание автоматизированной системы мониторинга выбросов, шестой, усиление экологического контроля, седьмой, совершенствование управления отходами производства и потребления», - перечислил Мирзагалиев на заседании правительства во вторник, представляя проект новой редакции Экологического кодекса РК.
По его мнению, реализация данных принципов позволит улучшить состояние окружающей среды.
Также Мирзагалиев остановился более подробно на каждом из принципов.
«Первый принцип – «загрязнитель платит и исправляет». Существующий экономический механизм природопользования (система платежей и их планирование) не снижает загрязнения окружающей среды, что требует пересмотра и внедрения нового подхода. Принцип «загрязнитель платит» впервые был сформулирован экспертами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития – КазТАГ) в 1972 году. Он подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, но также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде. Таким образом, государство должно создать такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. Одним словом, механизм «превенции». Кроме того, загрязнитель, причинивший вред экологии, обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня», - отметил министр.
Второй принцип, продолжил Мирзагалиев, это новые подходы оценки воздействия на окружающую среду.
«По действующему Экологическому кодексу требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду – ОВОС – применяется практически ко всем, то есть 19 тыс. предприятий. Подобный подход малоэффективен и нецелесообразен. Поэтому в новом Экологическом кодексе предлагается такое требование применять только в отношении 2,6 тыс. предприятий «первой категории», на которых приходится 80% выбросов. При этом общественность участвует во всех стадиях ОВОСа (четыре стадии – заявление о намерениях, сфера охвата ОВОС, отчет ОВОС, заключение о результатах ОВОС)», - пояснил он.
Третий принцип, добавил министр, это внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) и экономические меры стимулирования.
«Для максимального улучшения экологической ситуации необходимо внедрение наилучших доступных технологий. Для этого промышленные предприятия проходят технологический аудит. Им предлагаются технологии, использование которых позволит снизить объемы выбросов. Предприятия, внедрившие НДТ, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае, если они не переходят на НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти. Необходимо понимать, что это не столько запретительный, сколько мотивационный механизм. Если взять за пример опыт европейских стран, благодаря этому принципу количество выбросов загрязняющих веществ в Европе было сокращено на 94%», - уточнил Мирзагалиев.
Четвертый принцип, заметил он, это направление платы за эмиссии на экологические мероприятия.
«В настоящее время в действующем законодательстве отсутствует обязательность расходования на природоохранные мероприятия средств, поступивших от платежей за эмиссии в окружающую среду. Поэтому местные исполнительные органы (МИО) выделяют на охрану окружающей среды от 0 до 400%, в среднем лишь 45%. Текущая ситуация с экологическими платежами и их расходованием неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. В этой связи в проекте сопутствующего закона предусмотрено обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%», - констатировал министр.
Пятый принцип, подчеркнул он, это создание автоматизированной системы мониторинга выбросов.
«В проекте Экологического кодекса для объектов I категории с целью получения своевременной и достоверной информации о качественном и количественном составе выбросов и сбросов предусмотрена обязательная автоматизация производственного экологического мониторинга с передачей данных в уполномоченный орган», - разъяснил Мирзагалиев.
Шестой принцип, продолжил он, это усиление экологического контроля.
«Проектом сопутствующего закона предлагается внести изменения в Предпринимательский кодекс, в части проведения проверок по фактам, непосредственно затрагивающим условия жизнедеятельности населения. Данные изменения направлены на оперативное реагирование на факты негативного влияния на окружающую среду. В качестве примера хочу привести два факта, когда мы смогли отреагировать на несанкционированный сброс сточных вод в озеро Алаколь на пятые сутки, на массовую гибель рыб в реку Жайык – на одиннадцатые. Усиливается ответственность за экологические правонарушения путем увеличения административных штрафов в 10 раз», - отметил министр.
Седьмой принцип, акцентировал он, это совершенствование управления отходами производства и потребления.
«В проекте нового Экологического кодекса основной упор направлен на внедрение принципов циркулярной экономики, используемых в странах ОЭСР. В рамках данного проекта предусматривается иерархия отходов, которая направлена на поэтапное управление отходами, то есть последовательность мероприятий, направленных на предотвращение образования, повторное использование, переработку, утилизацию отходов. В целях снижения количества несанкционированных свалок будет внедрено лицензирование деятельности предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций», - резюмировал Мирзагалиев.
Правительство приняло проект новой редакции Экологического кодекса РК.
Источник фото: pixabay.com