Сенатор: Внешний долг КТЖ составляет Т1,9 трлн

Астана. 28 января. КазТАГ – Валентина Владимирская. Внешний долг АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) равен Т1,9 трлн, заявил депутат сената РК Сагындык Лукпанов.

«Внешний долг главного оператора железнодорожной отрасли равен Т1,9 трлн. При этом, государственные субсидии за последние пять лет составили Т171 млрд», - сказал Лукпанов в депутатском запросе премьер-министру РК на заседании сената в четверг.

По его словам, с 2011 года КТЖ в качестве национального транспортно-логистического холдинга, обеспечивает сервисы и инфраструктуру не только железнодорожного, но и автомобильного, авиационного и морского транспорта. До недавнего времени в управлении КТЖ находились аэропорты, автодорожный сектор, МЦПС «Хоргос».

«Только в 2017 году была предоставлена финансовая помощь международному аэропорту в Астане в размере Т27,5 млрд. На сегодня компания продолжает управлять морпортом в Актау», - сказал Лукпанов.

Длительное время, несмотря на постоянную потребность в госсубсидировании, затрачиваются значительные средства на развитие сторонних проектов в ущерб основной деятельности, обвинил сенатор КТЖ.

Значительная часть вагонов казахстанского железнодорожного парка находится, по его данным, в изношенном состоянии в отличии от недавнего пополнения парка, например, РЖД вагонами с конструкционной скоростью 160 км/ч и эксплуатацией в Узбекистане с 2011 года электропоездов Afrosiyob со скоростью 250 км/ч.

В сфере грузовых перевозок идет перекрестное субсидирование социально значимых грузов за счет высокодоходных грузов, пассажирских перевозок - за счет грузовых. По данным сенатора, в 2019 году 78% грузооборота перевезено по тарифам ниже себестоимости, а также более 70% - Т46 млрд затрат на пассажирскую локомотивную тягу, были покрыты за счет грузовых перевозок.

Казахстан значительно отстает от других стран в развитии сети железных дорог. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Казахстане составляет 16,6 км, из них - только 4,2 тыс. км приходится на электрифицированные линии, тогда как протяженность железных дорог России - 85,5 тыс. км, электрифицированных линий - 43,7 тыс. км, Франции - 29 тыс. км и 15 тыс. км, соответственно, добавил Лукпанов.

Источник фото: фото из открытых источников


adimage