Сократить нормы по регулированию закупок нацкомпаний готовятся в Казахстане

Астана. 27 мая. КазТАГ – Валентина Владимирская. Сократить число регулирующих закупки квазигосударственного сектора нормативно-правовых актов (НПА) и упорядочить законодательство планируют с принятием проекта закона «О закупках отдельных субъектов квазигоссектора» и сопутствующего законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора».

«Предлагается регулировать закупки АО «ФНБ «Самрук-Казына» и иных нацхолдингов и нацкомпаний, охватив более 250 нацкомпаний с учетом их «дочек» на порядка Т3,4 трлн, а закупки госпредприятий, АО, ТОО при центральных и местных исполнительных органах сохранить в рамках закона «О госзакупках», - сказал в четверг министр финансов Ерулан Жамаубаев, представляя законопроекты в сенате.

По его словам, сейчас закупки квазигоссектора регулируются разными НПА: закупки фонда «Самрук-Казына» – законом «О Фонде национального благосостояния (ФНБ)» и правилами закупок, утвержденными советом директоров фонда; закупки нацкомпаний, не входящих в состав ФНБ, таких как «Байтерек», «Зерде» – законом «О госимуществе» и правилами закупок, утвержденными минфином; закупки субъектов квазигоссектора – АО, ТОО, госпредприятий, действующих при центральных и местных исполнительных органах – законом «О госзакупках» и правилами госзакупок, утвержденными МФ РК; закупки ТОО «СК-Фармация» и медицинских организаций, закупающих лекарственные средства за счет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) – Кодексом о здоровье и правилами закупок лекарственных средств.

Как пояснил министр, базовые положения по сфере действия закона «О закупках отдельных субъектов квазигоссектора», принципам, ограничениям, способам контроля и обжалования, закрепляются на уровне закона как единые для квазигоссектора и, по аналогии с госзакупками предлагается предусмотреть механизмы предварительного обсуждения тендерной документации, приостановления заключения договора в период обжалования.

Нормы, детализирующие процесс закупок, предлагается регламентировать на уровне правил. Утверждение правил закупок фонда «Самрук-Казына» предлагается сохранить в ведении фонда по согласованию с минфином, что обусловлено спецификой работы фонда и его статуса, сохранением инвестпривлекательности компаний фонда при проведении IPO и иных формах приватизации. Кроме того, гибкое регулирование закупок управляющих нацхолдингов и нацкомпаний, по мнению главы ведомства, обоснованно разными целями и направлениями деятельности.

Также разработанный минфином проект закона, сопутствующего основному законопроекту, вносит изменения в ряд законов.

В Предпринимательский кодекс вносятся поправки по контролю за соблюдением законодательства о закупках отдельных субъектов квазигоссектора, в законе «О госимуществе» исключается часть норм по закупкам субъектов квазигоссектора, предусмотренная в проекте основного закона. Предполагается расширение компетенции советов директоров управляющих нацхолдингов по вопросам определения количества, срока полномочий, порядка работы централизованной службы по контролю за закупками, назначения и прекращения полномочий ее руководителя и работников, определения условий оплаты труда ее работников.

В законе «Об АО» устанавливается норма, что управляющие нацхолдинги, в том числе ФНБ «Самрук-Казына», нацхолдинги, нацкомпании, закупают товары, работы и услуги в соответствии с законодательством о закупках отдельных субъектов квазигоссектора; в законе «О ФНБ» устанавливается норма о том, что фонд закупает на основании законодательства о закупках отдельных субъектов квазигоссектора; в законе «О ЧС» вводится норма, по которой в период введения чрезвычайного положения и возникшей, в связи с этим кризисной ситуации актами президента могут быть установлены особенности для закупок отдельных субъектов квазигоссектора; в законе «О противодействии коррупции» предусматривается норма о деятельности и статусе антикоррупционных комплаенс-служб; в законе «Об информатизации» вводится норма по приобретению товаров в сфере информатизации отдельными субъектами квазигоссектора из реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности.

«В целом принятие законопроектов повысит прозрачность, эффективность закупок и снизит коррупционные риски», - отметил Жамаубаев.

В случае подписания законопроектов они будут введены в действие с 1 января 20222 года.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage