Сообщается о контактах дочери главы КТЖ с хозяевами КазАТК на фоне процесса демонополизации

Астана. 10 октября. КазТАГ – Про контакты Жании Сауранбаевой – дочери председателя правления АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) Нурлана Сауранбаева – с бывшими владельцами Казахской академии транспорта и коммуникаций (КазАТК) сообщил журналист Михаил Козачков.

«Зачем дочь высокопоставленного чиновника вступает в переговоры с бизнесменами, попавшими в трудную ситуацию из-за ее папы? В Казахстане полным ходом идет возврат активов, ранее купленных у государства в рамках приватизации. Создана специальная комиссия по демонополизации экономики, через которую уже вернули в госсобственность ряд предприятий, переданных в частную сферу либо с нарушениями, либо по заниженным ценам. Но нужно признать, что далеко не во всех случаях все выглядит так уж очевидно. Бывают примеры, когда правильную идею президента кто-то пытается использовать для каких-то других целей», - написал Козачков на своем Telegram-канале.

Он раскрыл подробности данной истории.

«В столичных судах не так давно завершились разбирательства по иску «Казахстан Темир Жолы» к ТОО «Управляющая компания «КазАТК». Спор связан с договором купли-продажи академии транспорта и коммуникаций, ранее принадлежавшей КТЖ. В 2018 году правительство выставило вуз на продажу, сделав предварительную оценку в аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young. Юрлицо со всеми зданиями, общежитиями и землей оценили почти в Т10 млрд, а на аукционе компанию купили даже дороже. Поэтому вряд ли у кого-то повернется язык сказать, что КазАТК слили по дешевке», - сообщил журналист.

По его словам, новый владелец вуза вложил в учебное заведение еще несколько миллиардов тенге, сделал ремонт в учебных корпусах, привел в порядок общежития.

«И вдруг в начале 2023 года руководителя академии пригласили в КТЖ, на прием к председателю правления Нурлану Сауранбаеву. И вот там выяснилось, что нацкомпания рассматривает возможность возврата своего актива как раз через комиссию по демонополизации, но ситуация еще обсуждается. А через некоторое время владельцу учебного заведения пришло сообщение от девушки по имени Жания. Она объяснила, что увидела (наверное, чисто случайно!) презентацию вуза и хотела бы узнать об академии как можно больше. И после действительно пришла на встречу. А потом – на еще одну. Обо всех контактах Жания договаривалась заранее, через WhatsApp. Правда, эти переговоры так ничем и не закончились. В КТЖ приняли решение вернуть актив через суд, а после принятия иска судья дал возможность сторонам обсудить медитативное соглашение», - добавил автор.

Козачков раскрыл и подробности о «медиации».

«Хозяевам вуза звонил человек и объяснял, что надо отдать долю в 25% и тогда вуз завалят госзаказами на десятки миллиардов тенге. Но в ТОО «Управляющая компания КазАТК» от этих условий тоже отказались, понадеявшись на объективность суда. В итоге иск КТЖ был удовлетворен и теперь академию следует вернуть назад во владение нацкомпании. Правда, согласно договору 2018 года, взамен железнодорожники обязаны отдать те самые Т10 млрд, потраченные на выкуп актива. Но в решении суда об этих деньгах нет ни слова. При этом суд вынес решение по договору, утратившему силу!» - говорится в сообщении.

Как уточнил журналист, «фактически это означает, что бизнесмены, вложившие свои деньги в покупку и развитие учебного заведения, могут остаться и без вуза, и без Т10 млрд».

«Остается лишь рассказать, что за девушка Жания интересовалась техническим вузом и приходила на встречи. Фамилия у нее довольно известная - Сауранбаева, а отчество Нурлановна. Она - дочь председателя правления КТЖ. В обычной жизни занимается продажей дорогих вещей и аксессуаров, прямо сейчас у нее можно купить сумочку Fendi за Т11 млн. И вот такой человек зачем-то встречается с владельцем технического университета, готовящего инженеров транспортной отрасли. Может быть, для того, чтобы обучать их еще и высокой моде. Чтобы железнодорожники понимали, чем настоящая сумка Fendi отличается от поддельной. Гораздо более реальным выглядит предположение, что Жания Нурлановна выполняла роль гонца от отца, то есть приходила для обсуждения вариантов. А когда договориться не удалось, последовало обращение в суд. А кто же звонил учредителю ТОО «Управляющая компания «КазАТК» и говорил про 25% и прибыль от тендеров? Это был руководитель аппарата КТЖ Серик Кулимжаев. Отдайте четверть акций, и мы завалим вас деньгами, а если откажетесь, заберем все. Так все и вышло. Вот такая демонополизация», - заключил Козачков.

В КТЖ, отвечая на запрос КазТАГ, сообщили, что для сохранения профиля базового высшего учебного заведения, подготовки кадров и создания центра компетенций нацкомпании «проведена работа по возврату активов вуза».

«Данная позиция компании поддержана как ветеранами, так и действующими работниками отрасли. В 2022 году КТЖ передало в генеральную прокуратуру список ранее приватизированных активов компании. Одним из основных объектов являлось АО «Казахская Академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева (ныне – АО «Академия логистики и транспорта», далее – КазАТК). В 2018 году 100% пакет акций КазАТК были выкуплены ТОО «Alimax Group» за Т10 250 999 999. В соответствие с договором купли-продажи, покупатель не имеет права совершать сделки (перепродажа, залог, передача в управление и другое) в отношении 100% пакета акций КазАТК в течение пяти лет. Данные условия сделки покупателем были нарушены: произведена реорганизация компании собственника (Alimax) с передачей 100% акций КазАТК в новое юридическое лицо. Это послужило основанием для принятия решений судами первой и второй инстанции о возврате КазАТК в пользу КТЖ», - ответили в нацкомпании на запрос КазТАГ.

В КТЖ сообщили, что планируют применить лучшие отечественные и мировые практики для подготовки специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективной работы в отрасли.

«Академия транспорта и коммуникаций (КазАТК) основана в 1931 году. Является ключевым специализированным высшим учебным заведением Казахстана по подготовке высококвалифицированных студентов для транспортно-коммуникационной отрасли: железнодорожного, автомобильного, водного транспорта и коммуникаций. К КазАТК относится пять колледжей в городах Алматы, Астана, Актобе, Шымкент, Актау», - добавили в КТЖ.

Источник фото: 2gis.kz


adimage