Сотни единиц действующей пожарной техники Казахстана оказались выпущены в 1970-1990 годах

Астана. 23 июня. КазТАГ – Сотни единиц действующей пожарной техники Казахстана оказались выпущены в 1970-1990 годах, передает корреспондент агентства.

«На вооружении подразделений МЧС имеется 3875 единиц автотехники различного функционального назначения, 119 713 единиц оборудования и снаряжения, 33 воздушных судна. Порядка 500 единиц пожарной техники 70-90-х годов выпуска выработали эксплуатационный ресурс и подлежат списанию», - говорится в планируемом к утверждению комплексном плане первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2024-2028 годы.

В документе отмечается, что за последние пять лет приобретено только 305 пожарных автомобилей, при этом списана 621 единица техники.

«Материально-техническая оснащенность воинских частей гражданской обороны составляет 80%, из которых 65% требуют обновления», - сказано в документе.

Также указано, что с целью повышения уровня охвата обеспечением экстренной медицинской помощью аварийно-опасных участков республиканских дорог планируется дальнейшее расширение инфраструктуры трассовых медико-спасательных пунктов.

«Из 44 единиц медико-спасательного транспорта МЧС всего 11 оснащено медицинским оборудованием, соответственно, отсутствует возможность оказать экстренную медицинскую помощь в полном объеме, проводить отслеживание состояния здоровья пострадавшего на этапе эвакуации или транспортировки (из 40 единиц реанимобилей у 26 износ составляет 100%, 14 единиц – 95%). Отсутствует медико-спасательный транспорт, оснащенный аварийно-спасательным оборудованием для деблокировки пострадавших из поврежденного автотранспорта», - добавили разработчики.

Кроме того, обращается внимание на то, что воздушные суда МЧС дислоцированы только в 14 крупных городах страны, что существенно сокращает возможность оперативного реагирования для оказания экстренной медицинской помощи, спасения пострадавших, решения специальных задач по переброске личного состава и оборудования к месту возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

«На сегодняшний день на 63 действующих сейсмических станциях основная часть оборудования морально и физически устарела. Из-за отсутствия оборудования 6 сейсмических станций законсервировано, а 30 нуждается в модернизации. Материально-техническое оснащение составляет 25% от нормы положенности», - отметили авторы плана.

По их словам, охват населения страны техническими средствами оповещения составляет 40,9% (1781 единица), на вооружении подразделений МЧС имеется 63 пульта управления с возможностью централизованного запуска 1615 сиренно-речевых устройств и трансляции звуковых сообщений. Мобильные комплексы оповещения населения применяются в 16 регионах страны из 20. Оснащенность цифровыми средствами связи достигает 40,2% от общей потребности.

«По данным МЭПР (министерства экологии и природных ресурсов – КазТАГ) оснащенность противопожарной техникой и оборудованием лесных учреждений областей составляет 66,3 %. В соответствии с нормами положенности требуется 4695 единиц малых лесопожарных комплексов, в наличии имеется 6143 единицы, из которых 2763 единицы или 45% отработало свой срок эксплуатации. Подлежат списанию 334 патрульные машины из имеющихся 957 единиц (35%), из 6221 трактора – 2801 (45%)», - говорится в документе.

По словам авторов, наиболее слабо оснащены области: Атырауская – 24%, Кызылординская – 33%, Западно-Казахстанская – 47%, Восточно-Казахстанская – 64%.

«При борьбе с лесными пожарами наблюдается недостаточное количество пожарных автомобилей и оборудования, из имеющихся 6186 пожарных автомобилей 4714 единиц (45 %), из 6189 единиц противопожарного, лесопосадочного прицепного и навесного оборудования 4725 единиц (75 %) подлежат списанию. Низкое материально-техническое оснащение природоохранных учреждений, в частности, специальными транспортными средствами, пожарными автомобилями, тракторами с прицепным и навесным оборудованием, пожарно-наблюдательными вышками, отсутствие беспилотных аппаратов, роботизированной техники, систем раннего обнаружения лесных пожаров не позволяет в полной мере оперативно выявлять и приступать к тушению лесных пожаров в государственном лесном фонде», - подчеркнули разработчики.

В документе обозначены следующие проблемные вопросы:

-                    низкая материально-техническая оснащенность органов гражданской защиты, природоохранных и лесных учреждений;

-                    нехватка пожарно-наблюдательных вышек с установкой систем раннего обнаружения возгорания;

-                    недостаточность беспилотных летательных аппаратов, роботизированной техники;

-                    необходимость внедрения комплекса технических средств оповещения областей;

-                    нехватка специальной техники для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Отдельно отмечается ситуация с трудовыми ресурсами и социальным обеспечением.

«Сотрудники органов гражданской защиты проходят службу и осуществляют свою деятельность в условиях повышенной физической и психологической нагрузки, сопряженной с постоянным риском для их жизни, здоровья и находятся в круглосуточной боевой готовности. Для полноценного обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, повышения оперативного реагирования, оказания экстренной медицинской помощи необходимы увеличение штатной численности и предоставление социального пакета сотрудникам органов гражданской защиты. В соответствии с нормативами численности (приказы министерств внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, индустрии и инфраструктурного развития) укомплектование трудовыми ресурсами за счет внутреннего перераспределения не представляется возможным ввиду недостаточной штатной численности действующих подразделений», - сказано в документе.

В указанной области отмечены следующие проблемные вопросы:

-                    отсутствие жилищных выплат;

-                    отсутствие подъемных пособий;

-                    текучесть кадров;

-                    отсутствие надбавок сотрудникам органов гражданской защиты и военнослужащим;

-                    недостаточная штатная численность.

Также затронут вопрос строительства и реконструкции объектов МЧС.

«Защиту территории страны от пожаров осуществляют 422 пожарных депо МЧС (из них 130 пожарных депо требуют модернизации). Противопожарной защитой обеспечено 317 населенных пунктов, дополнительно требуется строительство 121 пожарного депо. Из 188 населенных пунктов (88 городов, 100 сел) с численностью населения от 10 тысяч человек и выше только в 150 имеется государственная противопожарная служба. Из 195 сельских населенных пунктов с численностью населения от 5 тыс. до 10 тыс. человек в 85 (44%) государственная противопожарная служба отсутствует», - указали разработчики.

По их словам, повышение доступности и качества туристских услуг, развитие мест туристского интереса, рост внешнего и внутреннего туристского потока способствуют формированию к нему безопасной инфраструктуры.

«Ввод в эксплуатацию новых спасательных станций на берегах озер и рек позволит своевременно обеспечить надлежащую безопасность постоянно проживающего населения, пребывающих в курортные зоны туристов и защиту курортных зон от чрезвычайных ситуаций. Курсанты, обучающиеся в Академии гражданской защиты МЧС, проживают в приспособленном здании общежития 1979 года постройки, не соответствующем санитарным нормам. Техническое состояние здания не позволяет полноценно разместить курсантов и наладить образовательный процесс», - отметили авторы.

По этой части указаны следующие проблемные вопросы:

-                    неразвитая инфраструктура противопожарной защиты и спасательных станций;

-                    несоответствие санитарным нормам объектов Академии гражданской защиты (износ – 100%);

-                    недостаточность инфраструктуры трассовых медико-спасательных пунктов на наиболее аварийно-опасных участках республиканских дорог;

-                    отсутствие реновации объектов МЧС.

Также указаны ожидаемые результаты.

«Материально-техническое оснащение. Оснащенность новейшей техникой, оборудованием, снаряжением, приобретение и использование беспилотных летательных аппаратов, роботизированных систем. Повышение экстренного и оперативного реагирования на все виды чрезвычайных ситуаций. Ранее обнаружение возгораний, уменьшение площади лесных пожаров, случаев незаконных рубок леса и как следствие снижение наносимого ущерба окружающей среде», - говорится в плане.

Касательно трудовых ресурсов и соцобеспечения ожидается внедрение дифференцированного поэтапного подхода по введению штатной численности и меры социальной защиты сотрудников органов гражданской защиты, военнослужащих МЧС.

«Строительство и реконструкция объектов МЧС. Снижение угроз от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности населения, объектов и территорий страны за счет строительства новых комплексов пожарных депо и водно-спасательных станций. Принимаемые меры позволят повысить уровень оказания экстренной медицинской помощи, своевременно провести аварийно-спасательные и неотложные работы», - сказано в документе.

Введение объектов образовательной инфраструктуры, соответствующих современным санитарным нормам, благоприятно скажется на уровне подготовки спасателей и пожарных, тренировке навыков проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.

Источник фото: ©Мадина Алимханова


adimage