Статья о распространении ложной информации в РК негативно сказывается на свободе слова – Жовтис

Алматы. 20 апреля. КазТАГ – Мадина Алимханова. Статья о распространении ложной информации негативно сказывается на свободе выражения мнения, считает директор Казахтанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.

«Вопрос о ст. 274 УК РК (распространение заведомо ложной информации – КазТАГ) и ее применении в русле того, что мы сейчас наблюдаем - это классический пример того, как эта статья, которую международное сообщество призывало изменить, дает крайне негативные последствия для свободы выражения и мнения, и распространения информации. То, как она сейчас начала применяться, позволяет сейчас людей преследовать с отягчающими обстоятельствами – то есть в рамках чрезвычайного положения», - сказал Жовтис агентству КазТАГ в понедельник.

При этом он сравнил ситуацию со ст. 274 УК РК с ситуацией с законом о митингах.

«Здесь можно провести хорошую параллель: нас лет 15 призывали изменить закон о мирных собраниях, который все время отражался на гражданах, особенно в последние лет пять, когда людей «винтили» превентивно, возле, во время, после собрания – прямое доказательство конфликта между обществом и властью, возникшего потому, что до сих пор не изменили закон. И сейчас в рамках уголовного преследования это же демонстрирует и применение ст. 274. Не выполняем рекомендации международных организацией, не пытаемся что-то изменить – и получаем результат», - отметил он.

Как напомнил Жовтис, международные организации неоднократно указывали Казахстану на необходимости изменения ст. 274 УК РК.

«Нам это неоднократно предлагали в русле рассмотрения докладов Казахстана, прежде всего в рамках Универсального периодического обзора, когда мы в трех циклах докладывали Совету ООН по правам человека как мы выполняем свои обязательства по правам человека, ряд государств, прежде всего, европейских, нам рекомендовали пересмотреть ряд положений нашего законодательства о свободе слова, объединений, мирных собраний, и там присутствовали несколько статей, в том числе статьи, связанные с клеветой и оскорблением, ст. 274 – распространение заведомо ложной информации, ст. 174 о возбуждении различных видов розни», - напомнил Жовтис.

По его словам, основные претензии были к расплывчатости формулировок.

«Главные претензии были связны с тем, что эти статьи 174 и 274, как сейчас особенно становится видно, не соответствуют принципу юридической определенности и предсказуемости. Это один из основных принципов уголовного права в области прав человека, когда формулировки закона, особенно уголовного, должны быть настолько ясными и четкими, чтобы не позволять их широкой или неправильной интерпретации, чтобы они действовали очень узко и преследовали законную цель и не могли применяться в качестве кистеня в разборках с политическими оппонентами, гражданскими активистами и так далее. Речь шла о том, что они должны быть переформулированы таким образом, чтобы соответствовать международным стандартам защиты свободы слова и выражения мнения, обеспечивать точность формулировок, не позволяющих двойных толкований и так далее», - пояснил он.

Как отметил Жовтис, такие же рекомендации шли от спецдокладчиков, от комитета ООН по правам человека в рамках докладов Казахстана по выполнению международного пакта о гражданских и политических правах, а также от ряда неправительственных организаций, таких как Human Rights Watch или Репортеры без границ.

«Наши власти реагировали на эти рекомендации, мягко говоря, холодно. В целом ряде случаев до последнего года они вообще не включали эти рекомендации в те, которые они собираются выполнять. Когда речь идет о докладах в рамках универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека, там рекомендации представляет государство член Совета ООН по правам человека на тот момент, когда рассматривается наш доклад. В рамках этих процедур у государства есть возможность подтвердить свою готовность выполнять рекомендации или принять их к сведению, что означает «мы принимаем к сведению, но выполнять, в принципе, не собираемся». И вот по этим статьям до последнего времени и по декриминализации клеветы и по ст. 174 и ст. 274 мы принимали к сведению или говорили, что мы их выполнять не собираемся, не считаем это сейчас целесообразным» - добавил Жовтис.

При этом он отметил, что в плане изменения ст. 274 УК РК никаких конкретных шагов не было сделано.

«Уже после появления господина Токаева у власти, в последнем нашем докладе в Совете ООН по правам человека, почти все рекомендации были приняты, и по ст. 174 и по декриминализации клеветы и к ст. 274 было какое-то благосклонное отношение. Но никаких конкретных шагов в этом направлении не предпринималось», - отметил он.

Напомним, 17 апреля в Алматы был задержан известный политический активист Альнур Ильяшев. Как заявили в департаменте полиции, его подозревают в распространении заведомо ложной информации. 18 апреля Ильяшев был арестован на два месяца. В числе прочего, силовики вменяют ему в вину призыв к властям сложить полномочия и критику в адрес «Нур Отана». Правозащитник, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис считает непонятным, как информация о партии Nur Otan в деле и Ильяшева относится к режиму ЧП.

18 апреля, в Караганде был задержан экс-член НСОД и экс-глава Qazaq kuresi Арман Шураев. По информации силовиков, основанием для этого послужило уголовное дело, расследуемое по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 274 (распространение заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения) УК РК. 19 апреля МИА КазТАГ со ссылкой на источник сообщило, что Шураева рано утром забрали из ИВС Караганды, чтобы доставить в Алматы. Собеседник агентства также уточнил, что расследование ведется на уровне министерства внутренних дел, но там отказались комментировать ситуацию. Личными поручителями Шураева уже выступили известные казахстанцы. Касательно участия СМИ на процессе, в суде Алматы заявили, что по техническим причинам не получится всех подключить, а только участников процесса. По словам сестры экс-главы Qazaq kuresi Аспет Бекмурзаевой, Шураеву не дали встретиться с адвокатом. 19 апреля журналисты Казахстана призвали председателя Верховного суда Жакипа Асанова допустить СМИ к процессу по делу Шураева. В настоящий момент под обращением продолжается сбор подписей представителей СМИ. 20 апреля в горсуде Алматы сообщили, что материалы по делу Шураева в суд не поступали. 20 апреля в горсуде Алматы сообщили, что материалы по делу Шураева в суд не поступали. Позже стал известно, что экс-главу Qazaq kuresi выпустили под подписку о невыезде, а сестра бывшего члена НСОД Жанар Шураева опубликовала его обращение, в котором он выражает сожаление, «что во время ЧП и карантина опубликовал непроверенную информацию» и обязуется «не нарушать режим ЧП и карантина, и не публиковать непроверенные материалы».

Также 18 апреля в Алматы был задержан журналист Улан Шамшет. По словам активиста Геннадия Крестьянского, его задержали за нарушение карантинного режима.

Кроме того, стало известно об уголовном преследовании политической активистки Данаи Калиевой, которая связывает ситуацию со своей гражданской позицией.

20 апреля стало известно, что блогера Геннадия Крестьянского вызвали в отдел полиции Жетысуского района Алматы в связи с обвинением в неподчинении требованиям представителя власти.

Отметим, что общественный деятель и один из инициаторов создания партии HAQ Тогжан Кожалиева говоря о задержаниях активистов, выразила мнение, что власть, пользуясь условиями ЧП в стране, начала зачистку от неугодных и неудобных. Журналист и гражданский активист Асем Жапишева считает, что сейчас власть пользуется режимом ЧП, чтобы подавить инакомыслие и пользуется тем, что никто не может ничего сделать в поддержку активистов. По мнению активистки Асии Тулесовой, государственным органам пора начать сотрудничать с гражданскими активистами. Жовтис выразил мнение, что за арестами гражданских активистов просматривается желание сдержать протестный потенциал в Казахстане.

19 апреля международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» обратился с официальным заявлением, в котором призвал генерального прокурора Казахстана Гизата Нурдаулетова не допустить «охоту на ведьм» в условиях ЧП. Фонд отметил, что даже в годы Великой Отечественной войны за ложные сведения в СССР не наказывали так, как сейчас в Казахстане. Казахстанские фактчекеры тоже выступили с заявлением, отметив, что считают санкции в отношении Шураева и Ильяшева чрезмерными.

Отметим, что в ноябре 2019 года делегация США в ООН в рамках рассмотрения третьего цикла Универсального периодического обзора (УПО), представленного Казахстаном, рекомендовала казахстанским властям отменить скандальные статьи 174 (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) и 274 (Распространение заведомо ложной информации) УК РК. Либерализовать законодательство призвали Казахстан тогда представители большинства стран, участвовавших в заседании. Тогда же в ноябре авторитетная международная правозащитная организация «Репортеры без границ» вновь призвала президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева прекратить преследования журналистов.


adimage