Астана. 28 мая. КазТАГ – Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утвердил концептуальный план законотворческой работы на 2021-2026 годы, передает корреспондент агентства.
«1. Утвердить прилагаемый концептуальный план законотворческой работы на 2021-2026 годы (VII созыв парламента Республики Казахстан). 2. Правительству Республики Казахстан: 1) обеспечить реализацию концептуального плана; 2) ежегодно к 25 января по итогам года представлять в администрацию президента Республики Казахстан информацию о ходе выполнения концептуального плана. 3. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на администрацию президента Республики Казахстан», - говорится в указе президента Токаева.
Согласно документу, в рамках первой сессии парламента в 2021-2022 годы предусмотрено совершенствование законодательства в сфере:
· благотворительности;
· волонтерской деятельности;
· о судебной системе и статусе судей, модернизации судебной системы;
· стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности;
· защиты персональных данных;
· государственной молодежной политики;
· кинематографии;
· геодезии, картографии и пространственных данных;
· государственного социального заказа;
· прохождения правоохранительной службы;
· внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом;
· образования;
· науки;
· органов внутренних дел;
· конституционного права;
· гражданского права
«Совершенствование законодательства в сфере благотворительности. Несмотря на существенный объем реализуемых мер и инициатив, проведенный анализ и социальные замеры фиксируют низкую степень развития сферы благотворительности. Действующий Закон «О благотворительности» не смог решить имеющиеся проблемы. В этой связи требуется принять законодательные меры по совершенствованию действующего законодательства, в том числе направленные на стимулирование и популяризацию благотворительности среди граждан, обеспечение прозрачности, а также устранение имеющихся в законе коллизий», - сказано в плане на второе полугодие 2021 года.
Из описания работ на тот же период следует, что в целях реализации плана мероприятий по проведению Года волонтера от 16 января 2020 года №3, на основе анализа практики волонтерской деятельности в Казахстане и международного опыта необходимо совершенствование законодательства в сфере волонтерской деятельности. В частности, согласно указу, «необходимо предусмотреть меры по стимулированию включения опыта работы волонтера в трудовой стаж, учету волонтерской деятельности при поступлении в колледжи и вузы и другие.
Кроме того, указано, что «требуется дальнейшее законодательное совершенствование системы отправления правосудия, в том числе системы отбора, оценки судей и повышения их ответственности, судебного образования и обеспечения независимости судей».
«Предусматривается внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты в части упрощения бюджетных процедур при согласовании проектов в сфере цифровизации, стимулирования венчурного финансирования, развития цифровизации в различных отраслях, единства подходов к обеспечению информационной безопасности объектов информатизации, поддержания требуемого уровня защищенности объектов информатизации, информационно-коммуникационной инфраструктуры», - уточняется в концепции.
Вместе с тем, отмечено, что «с проникновением цифровых сервисов в нашу жизнь возрастают риски утечки персональных данных». В этой связи концепцией предлагается ввести государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере персональных данных и их защиты, учет операторов персональных данных и сервис по контролю доступа к персональным данным граждан.
«В целях укрепления мер по повышению потенциала и поддержке молодежи предлагаются законодательное закрепление понятия «молодежь категории NEET», обеспечение единообразия порядка и условий деятельности молодежных трудовых отрядов, законодательное закрепление Индекса развития молодежи, профилактики буллинга в организациях образования, термина «специалист по работе с молодежью», дополнение основных направлений государственной молодежной политики направлением «повышение цифровой грамотности молодежи», - указано в документе.
Помимо этого, отмечается, что «в нынешних условиях, когда сфера киноиндустрии становится одним из ресурсов экономики, привлекательной инвестиционной средой для бизнес-инициатив, возможно вывести отдельные виды киноискусства и кинопроизводство на экономически прибыльный (рентабельный) уровень, а именно: фильмы, анимацию и другое», «в этой связи предлагается внести изменения и дополнения в действующее законодательство».
«Требуется введение новых и усовершенствованных механизмов ведения политики в области геодезии, картографии и пространственных данных, направленных на внедрение современных цифровых технологий, обеспечение создания единой геоинформационной среды, совершенствование государственного контроля в сфере геодезии и пространственных данных, актуализация норм действующего законодательства с учетом опыта практической реализации, пересмотр и упорядочивание всех действующих норм, которые позволят повысить, упорядочить деятельность субъектов; развитие инфраструктуры и устранение барьеров для цифровизации в данной сфере», - говорится в указе Токаева.
Кроме того, президентом отмечена необходимость трансформации системы государственного социального заказа – «в этой связи требуется принять законодательные меры по совершенствованию механизмов финансирования неправительственных организаций».
«Требуется урегулирование на законодательном уровне: условий и порядка проведения конкурса и стажировки, а также внеконкурсного отбора при поступлении на правоохранительную службу; порядка и условий привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности; порядка прохождения службы сотрудниками, находящимися в распоряжении, и так далее», - добавляет глава государства.
Следственно-судебная практика в Казахстане, согласно документу, показывает, что имеются достаточные обоснования для разработки эффективной системы сдержек и противовесов, исключив дублирующие полномочия (процессуальные, организационно-контрольные, надзорные) и конкретизируя ответственность органов досудебного расследования, прокуратуры и суда на каждом этапе уголовного судопроизводства.
«Для этого три ключевые задачи уголовного процесса по: 1) выявлению, пресечению преступления, сбору и закреплению доказательств; 2) квалификации деяния, принятию ключевых процессуальных решений и предъявлению обвинения; 3) назначению наказания должны выполняться разными органами. Это исключит ведомственную заинтересованность и обеспечит законность уголовного процесса», - отмечено в концепции.
В целях исполнения поручения главы государства по повышению качества образования предлагается дальнейшее совершенствование законодательства в сфере образования и науки, касающегося вопросов лицензирования и государственного контроля организаций образования.
«Необходимо принять меры по совершенствованию законодательства о науке, направленные на: пересмотр процесса государственного финансирования науки, расширение перечня альтернативных источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; прямое финансирование отдельных научных сотрудников и научных институтов, не зависящее от гранатового и программно-целевого финансирования, увеличение и расширение базового финансирования науки: выделение мега-грантов для проведения крупных научных исследований, формирования новых научных школ, выделение грантов программам постдокторантуры; расширение компетенции министерства образования и науки в качестве органа, осуществляющего межотраслевую координацию в области науки и научно-технической деятельности, для повышения эффективности государственного администрирования», - уточняется в указе.
Одной из актуальных задач в обеспечении прав граждан и внутренней безопасности государства названа в документе полноценная реформа правоохранительной системы. В этой связи предлагается внесение законодательных поправок, предусматривающих освобождение органов внутренних дел от непрофильных функций.
«Необходимо принятие закона, определяющего статус и правовую основу деятельности уполномоченного по правам человека», - сказано в плане работ на второе полугодие 2021 года.
Первое полугодие 2022 года запланировано совершенствование законодательства в сфере гражданского права. По мнению президента, «необходимы изучение и внедрение в законодательство Республики Казахстан передового международного опыта для улучшения казахстанской системы права с целью повышения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, а также создания более благоприятной среды для ведения бизнеса».
На 2022-2023 годы в рамках работы третьей сессии запланирована работа в области законодательства в сфере:
· теплоснабжения;
· социального обеспечения;
· массовой информации;
· коллекторской деятельности;
· оптимизации уголовного законодательства с одновременной коррекцией уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов;
· регулирования деятельности некоммерческих организаций;
· водных ресурсов;
· альтернативных источников энергии.
«В целях регулирования общественных отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии; определения полномочий государственных органов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения; определения прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплопроизводящих и теплогенерирующих организаций и внедрения механизма привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения необходимо разработать единый отраслевой закон «О теплоснабжении», - указано в плане работ второе полугодие 2022 года.
В нем же указано, что «сфера социального обеспечения регулируется множеством законов и подзаконных актов, что создает трудности в понимании социального законодательства населением». Существующая сегодня систематизация законодательства в сфере социального обеспечения, как отмечает глава государства, «не позволяет легко ориентироваться в мерах социальной поддержки при наступлении тех или иных социальных рисков». В этой связи, по мнению Токаева, «кодификация нормативных правовых актов упростит и качественно улучшит процесс их восприятия за счет создания единого источника знаний граждан о своих правах и обязанностях в соответствующей области».
«Необходимо внесение изменений и дополнений в законодательство, регламентирующее свободу выражения мнений, получения и распространения информации, деятельность СМИ», - сказано в указе.
Также в концепции отмечено, что правоприменительная практика по закону от 6 мая 2017 года «О коллекторской деятельности» выявила ряд вопросов, требующих разрешения.
«Имеет место значительное число жалоб населения на деятельность коллекторских фирм. Для решения данных вопросов необходимо пересмотреть некоторые процедурные моменты деятельности сотрудников коллекторских фирм, такие как введение некоторых ограничений по телефонным звонкам к должнику, регламентация обращения к работодателю должника, обязательное ознакомление с правами и обязанностями должника и прочее. Кроме того, необходимо повышение ответственности коллекторских агентств за нарушение законодательства о коллекторской деятельности. Также необходимо ужесточение мер, направленных на исключение незаконной деятельности под видом деятельности коллекторских агентств», - сказано в концепции.
Из документа следует, что законодательная оценка общественной опасности уголовных правонарушений выражается в степени их наказуемости и зависит от социально-экономической ситуации, уровня преступности и восприятия обществом. Это, как отмечается, требует проведения периодического анализа на предмет их взаимного соответствия и при необходимости их корректировки через ужесточение или гуманизацию.
На первое полугодие 2023 года запланировано совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций.
«Необходимо объединить положения законов «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях». В результате запланировано принятие закона «О некоммерческих организациях» в новой редакции, а закон «Об общественных объединениях» будет поставлен на утрату», - уточняет Токаев.
Действующее водное законодательство, согласно концепции, «не соответствует современным реалиям». Отмечено, что «в целях устойчивого обеспечения водными ресурсами Республики Казахстан в долгосрочном периоде требуется совершенствование законодательства в сфере водных ресурсов».
«В целом альтернативные источники энергии и их развитие соответствуют основным направлениям концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденной указом президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года №577, в части увеличения доли альтернативной энергетики. Вместе с тем требуется правовое регулирование использования всех (по климатическим условиям и потенциалам Казахстана) альтернативных источников энергии и механизмов поддержки. В связи с чем необходимо принятие нового закона по вопросам развития альтернативной энергетики», - говорится в концепции.
На 2023-2024 годы в рамках четвертой сессии парламента планируется совершенствование законодательства в сфере налогообложения, административного права и управления стрессовыми активами.
«Необходимо законодательно усовершенствовать вопросы налогообложения физических лиц в связи с поэтапным переходом во всеобщее декларирование», - сказано в плане работ на второе полугодие 2023 года.
В документе указано, что «требуется совершенствование отдельных положений Кодекса об административных правонарушениях и Административного процедурно-процессуального кодекса».
«В настоящее время на балансе банков второго уровня, их дочерних организаций по стрессовым активам и АО «Фонд проблемных кредитов» накоплен значительный объем неработающих активов, которые следует вовлечь в экономический оборот. Международные исследования показывают, что затягивание решения проблемы с неработающими активами может привести к сокращению экономического роста и существенному отставанию развития финансового сектора. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо развивать все компоненты эффективного рынка проблемных активов: усиление регуляторных и надзорных условий для управления проблемными активами, реструктуризация и реализация проблемных активов – для их возврата в экономический оборот и повышения ликвидности рынка. Для вовлечения в экономический оборот проблемных активов необходимо рассмотреть целесообразность создания единой платформы по реализации неработающих активов, в которую также необходимо вовлечь БВУ и их дочерние организации по управлению стрессовыми активами», - указано в концепции.
На 2024-2025 годы в рамках работы пятой сессии планируется совершенствование законодательства в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
«В целях совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства необходимо определить права и обязанности органов архитектуры, градостроительства и строительства; регламентировать порядок действий лицензий на право занятия деятельностью в сфере архитектуры, градостроительства и строительства; усилить ответственность до начала строительно-монтажных работ и другое. В этой связи необходимо разработать проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства», - уточнил президент в плане работ на второе полугодие 2024 года.
На 2025-2026 годы в рамках работы шестой сессии предусмотрено совершенствование законодательства в сфере развития недропользования и гражданского процессуального законодательства.
«Необходимо в действующих законодательных актах предусмотреть нормы в части: применения дифференцированной ставки роялти с учетом уровня переработки сырья; дальнейшего улучшения инвестиционной привлекательности в сфере недропользования», - отметил Токаев в плане работ на первое полугодие 2026 года.
Также, по его мнению, «требуются введение института досудебных протоколов в рамках досудебной подготовки дела, пересмотр размеров государственных пошлин по имущественным и неимущественным спорам, а также внедрение концепции массовых исков и их классификации, развитие института арбитража».
Указ главы государства уже введен в действие.
Источник фото: Пресс-служба президента РК.