Траты на учеников интеллектуальных школ РК оказались в шесть раз выше, чем в обычных школах

Алматы. 3 февраля. КазТАГ – Траты на учеников интеллектуальных школ Казахстана оказались в шесть раз выше, чем в обычных школах, сообщается в исследовании «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик», результаты которого распространил международный центр журналистики MediaNet.

«В Казахстане затраты на одного учащегося в интеллектуальных спецшколах в шесть раз превышают аналогичные затраты в обычных школах. Школьники Кыргызстана дважды занимали последние места по показателям грамотности среди участвующих стран в PISA. В Таджикистане после окончания начальной школы количество учащихся сокращается на 2-3%. В Узбекистане лишь каждая шестая школа подключена к цифровой образовательной платформе», - говорится в распространенном в среду сообщении.

Исследователи отмечают, что это лишь немногие факты, демонстрирующие глубину неравного доступа к качественному среднему образованию в государствах Центральной Азии. Пандемия COVID-19 и обусловленный ей переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства – особенно для детей и подростков из бедных или сельских районов.

«Узбекистан по скорости мобильного интернета входит в последнюю десятку стран мира. По скорости фиксированной широкополосной связи республику опережают все соседи по региону (кроме Туркменистана). Таджикистан не смог перейти к онлайн-обучению и полностью остановил образовательный процесс почти на четыре месяца. Решение было обусловлено недоступностью, дороговизной и низким качеством связи. Две трети учителей в Кыргызстане весной прошлого года оказались не готовы к переходу на онлайн-обучение. Педагоги сообщили, что вынуждены были самостоятельно покупать мобильные телефоны и оплачивать связь. У почти 10% казахстанских школьников нет персональных компьютеров. Впервые гуманитарная помощь, представленная Казахстану, включала в себя не только медицинские средства защиты, но также и лэптопы для учащихся», - отмечается в исследовании.

Вместе с тем, как отмечается, в каждой из республик – как правительствами, так и общественностью – с начала пандемии предпринимаются усилия по ликвидации образовательного неравенства.

«Так, национальный оператор связи Кыргызстана предложил учителям и учащимся специальный льготный тариф. В Узбекистане с помощью краудфандинга и средств Европейского банка развития запустили образовательную онлайн-платформу. В Казахстане для школьников записали и показали по республиканским каналам более 6 тыс. телеуроков. В Таджикистане минобразования распространяет среди школ электронные курсы и материалы на жестких дисках», - уточнили авторы проекта.

Они привели данные из исследования Всемирного банка, согласно которым, страны с высоким уровнем неравенства в образовании показывают тенденцию к транслированию бедности из поколения в поколение («ловушка нищеты»). По оценкам международного института, по итогам 2020 года ожидается рост масштабов крайней бедности впервые за более чем 20 лет.

Источник фото: 2gis.kz


adimage