Ущерб в 7$ млрд от ДТП Казахстану ежегодно – названы главные причины

Астана. 2 февраля. КазТАГ – Главные причины различных дорожно-транспортных происшествий, которые ежегодно причиняют Казахстану ущерб в размере $7 млрд, названы в концепции развития транспортно-логистического потенциала республики до 2030 года.

«Высокие показатели аварийности и смертности в ДТП. В 2021 году в Казахстане произошло 13,9 тыс. ДТП, в результате которых ранено 18,1 тыс., погибло 2,3 тыс. человек. По оценке Всемирного банка, ежегодный ущерб от ДТП в Казахстане составляет $7 млрд. Главными факторами, обуславливающими высокие показатели аварийности и смертности, являются: несоответствие дорожной инфраструктуры нормативным требованиям по безопасности дорожного движения, низкий уровень подготовки и дисциплины водителей, недостаточная обеспеченность средствами экстренной связи и помощи, отсутствие информационно-просветительской работы с целевыми группами населения», - говорится в концепции, утвержденной правительством.

Также проблемой названо наличие лимитирующих участков на важнейших отрезках дорожной инфраструктуры.

«Свыше 66% дорог республиканского значения (в том числе 39% дорог международного значения) имеют III-V технические категории с одной полосой движения в каждом направлении. При этом на отдельных участках международных дорожных маршрутов, проходящих через Казахстан, интенсивность движения в 1,5-2 раза превышает проектные параметры для заданной технической категории. Данные факторы оказывают существенное влияние на безопасность и скорость автоперевозок», - указано в документе.

Еще одна проблема – низкий технико-эксплуатационный уровень дорог областного и районного значения.

«Значительная часть автодорог не имеет твердого покрытия и находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что ведет к повышенным издержкам пользователей, снижению уровня безопасности и надежности перевозок», - сказано в концепции.

Кроме того, проблемой названы существенные временные затраты при пересечении границ.

«Длительное пересечение границ пассажирами и автотранспортными средствами обусловлено недостаточной оснащенностью современными средствами контроля, низким уровнем цифровизации и интегрированности информационных систем, несоответствием инфраструктуры пунктов пропуска современным стандартам в части пропускной способности и оснащенности, отсутствием раздельных коридоров для легковых и грузовых АТС и выделенных «зеленых» коридоров», - отмечают авторы документа.

Отдельная проблема – это низкий уровень цифровизации и применения информационных систем в автотранспортной отрасли.

«Планирование развития транспортной инфраструктуры сети, сбор, анализ и хранение информации об ее техническом состоянии и интенсивности движения транспортных средств, ведение реестра регулярных маршрутов и перевозчиков, выдача разрешительных документов на выполнение перевозок и многие другие процессы осуществляются недостаточно эффективно ввиду отсутствия современных информационных систем сбора, обработки и анализа данных», - поясняют разработчики концепции.

Также обращается внимание на высокий уровень износа и моральное устаревание пассажирского и грузового парка автотранспортных средств.

«Регулярные автобусные перевозки пассажиров, в особенности в небольших городах и между сельскими населенными пунктами, при сохранении доступного уровня тарифов, как правило, имеют невысокий уровень доходности. Устаревший парк грузовых АТС наряду с ужесточением экологических требований стал одним из основных факторов, повлиявших на снижение доли отечественных автоперевозчиков на рынке международных перевозок грузов с 52% до 31%», - говорится в документе.

Кроме того, отмечен недостаток квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала.

«Вследствие недостаточной согласованности современных потребностей отрасли с устаревшими образовательными программами средне-специального и высшего образования и низким качеством подготовки наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в таких направлениях как проектирование инфраструктурных объектов, управление реализацией проектов, планирование развития, технологии строительства и содержания, а также контроль качества выполненных работ», - указали авторы.

Вместе с тем, проблемой является и низкий удельный вес экологически чистого автотранспорта.

«Существующий уровень использования транспортных средств на электрической тяге, а также возобновляемых источников энергии остается очень низким. Инфраструктура для зарядки электротранспорта также слаборазвита. При этом по оценке Всемирного банка загрязнение воздуха ежегодно обходится Казахстану в $10,5 млрд., приводя к 10 тыс. преждевременных смертей. При этом в крупных городах на долю АТС приходится свыше 80% вредных выбросов», - сказано в концепции.

Источник фото: КазТАГ/©Мадина Алимханова.


adimage