В МИИР взяли сумму потерь авиаиндустрии Казахстана в Т287,5 млрд из-за ЧП «с потолка»?

Алматы. 16 апреля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК утверждает, что авиационная индустрия Казахстана из-за введения чрезвычайного положения (ЧП) уже потеряла Т287,5 млрд. Приводятся данные о сокращении маршрутов и следующие цифры: казахстанские авиакомпании якобы уже потеряли Т235 млрд, аэропорты – Т24,5 млрд, РГП «Казаэронавигация» – Т28 млрд.

Просто для примера: согласно финансовой отчетности, крупнейший авиаперевозчик Казахстана (а их в принципе единицы) – компания Air Astana за весь 2017 год заработала Т12,8 млрд прибыли, а в 2018 году прибыль авиаперевозчика составила Т1,8 млрд. На фоне указанных цифр само заявление чиновников от авиации о том, что авиакомпании Казахстана за время введения ЧП уже потеряли Т235 млрд вызывает недоумение.

Если же провести экспресс-проверку данных МИИР по возможным потерям аэропортов (Т24,5 млрд) и РГП «Казаэронавигация» (Т28 млрд), то чистая прибыль АО «Международный аэропорт Алматы» в 2017 году составила Т4,08 млрд, а в 2018 году – Т5,39 млрд. В свою очередь, АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» в 2017 году, согласно аудиторской отчетности, получил прибыль в размере Т1,92 млрд. Суммарная годовая прибыль двух крупнейших аэропортов Казахстана в 2017 году составляет всего Т6 млрд. Даже если прибавить к данной цифре возможные потери всех остальных аэропортов Казахстана, озвученная сумма потерь Т24,5 млрд все равно вызывает сомнения.

С суммой потерь РГП «Казаэронавигация» в Т28 млрд, озвученной МИИР, тоже не все гладко. Выручка РГП не за месяц (чиновники говорят о произошедших потерях за период ЧП, на момент получения релиза от МИИР он длился чуть меньше месяца), а за весь 2018 год составила Т65-70 млрд. Исходя из этих данных, возможность «Казаэронавигации» зарабатывать по Т28 млрд ежемесячно, а это Т336 млрд за весь 2020 год, тоже выглядит фантастикой.

Важно отметить относительную прозрачность Air Astana, АО «Международный аэропорты Алматы» и почти полную непрозрачность Scat, АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» и РГП «Казаэронавигация» – корректные финансовые данные за 2019 год в открытом доступе не обнаружены, а в случае с АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» их не удалось найти даже за 2018 год.

В итоге остается открытым вопрос, если не «с потолка», то откуда тогда в МИИР взяли сумму потерь авиаиндустрии в Т287,5 млрд? И главное, зачем называть цифру, которую любой при простом анализе открытых данных назовет очевидно сильно завышенной? Может затем, чтобы оправдать многомиллиардную государственную поддержку, которую уже в обозримом будущем, возможно, запросят чиновники для авиационной отрасли?

Источник фото: pixabay.com


adimage