Алматы. 27 ноября. КазТАГ – Активист борьбы за права женщин и руководитель фонда «Коргау Астана» Анна Рыль рассказала информационной службе Организации объединенных наций (ООН) о насилии против женщин в Казахстане и связанной с этим ситуации, передает корреспондент агентства.
«Люди (пострадавшие женщины – КазТАГ) не обращаются в полицию из-за опасений стигматизации. Такую атмосферу поддерживают сами нарушители и родственники жертв, которые пытаются не допустить огласки. Родные пострадавших боятся насмешек и часто предпочитают не выносить сор из избы. Кроме того, женщины избегают обращений в правоохранительные органы в связи со сложностью самого процесса, который часто носит затяжной характер», - сказала Рыль.
Она добавила, что «жертвы при этом подвергаются давлению, а качество процедуры медицинского освидетельствования оставляет желать лучшего».
«На протяжении всей этой волокиты полицейские, следователи и медики не всегда соблюдают профессиональную этику», - добавила активист.
Глава фонда «Коргау Астана» поделилась, что в Казахстане не существует социальной защиты женщин, переживших сексуальное насилие.
«Например, у нас нет кризисных центров для тех, кто подвергся насилию в общественных местах, хотя зачатую они остро нуждаются в поддержке. Их родственники, которые зачастую сами и являются насильниками, отговаривают их от обращения в полицию и убеждают прекратить дело. Таких пострадавших не принимают в центрах для жертв домашнего насилия, поскольку их случаи не соответствуют установленным критериям. Более того, эти центры не помогают решить все вопросы – недостаток выделяемых средств не позволяет обеспечить необходимой помощью каждого, кто в ней нуждается. В настоящее время в Казахстане отсутствует соответствующая национальная система, а работа, которая ведется, носит экспериментальный и фрагментарный характер», - отметила спикер.
Рыль добавила, что казахстанском обществе жертвы насилия сталкиваются с жесткой стигматизацией.
«Этому способствует существование патриархальных стереотипов, укоренившегося понятия о социальном положении женщины, которое сводится к роли матери и домохозяйки, и мужчины, который должен быть добытчиком», - указала она.
Очень часто, добавила активист, «просто хорошее отношение женщины к мужчине расценивается как согласие на секс».
«Женщин и девочек, подвергшихся сексуальному насилию, часто считают «испорченными», их обвиняют во лжи и непристойном поведении. Я помню, как меня шокировали слова матери, которая, узнав, что ее дочь изнасиловал отчим, обрушилась на своего ребенка с упреками: «Я только наладила свою личную жизнь, а ты все испортила…». Чтобы изменить отношение общества, надо начать с предотвращения сексуального насилия», - сказала Рыль.
Для этого, по словам главы фонда, нужны всеобъемлющие систематические национальные программы.
«Необходимо повышать осведомленность населения, и культивировать в обществе полную нетерпимость к насилию. Необходимы также образовательные программы для мальчиков, причем с самого раннего возраста, и меры, которые позволят женщине быть независимой от мужчины и таким образом разорвать порочный круг насилия», - добавила спикер.
На вопрос о том, что может сделать рядовой гражданин страны, она ответила, что в первую очередь нужно противостоять насилию и любым попыткам его замолчать.
«Мы должны бороться с насилием в своей семье, среди друзей и в обществе. Мы должны привлекать внимание общественности, когда происходят случаи насилия. Если вы спросите, почему я помогаю попавшим в беду женщинам, я вам отвечу, что просто не могу отворачиваться, когда я вижу насилие, и принять его как данность. Нельзя мириться с насилием против женщин. Мы должны изменить это положение вещей», - сказала Рыль, отвечая на вопросы представителей ООН.
Источник фото: pixabay.com