«В пандемию было Т160 тыс., сейчас – Т400 тыс.» – аэропорты дожигают последний керосин

Алматы. 21 октября. КазТАГ – В Казахстане все более ощутимым становится дефицит авиатоплива, и хотя аэропорт Алматы нехватку керосина отрицает, тогда как в других крупных городах о проблеме уже говорят открыто, передает КазТАГ.

«На сегодняшний день в Международном аэропорту Алматы нет проблем с поставкой авиатоплива. Аэропорт работает в штатном режиме и проблем с поставками авиатоплива не ожидается», - прокомментировала редакции МИА КазТАГ в четверг ситуацию с авиатопливом руководитель пресс-службы воздушной гавани Алматы Найля Жабагина.

Вместе с тем, о критическом запасе авиатоплива агентству рассказали в авиакомпании Air Astana.

«Потребность авиакомпании в авиатопливе составляет в месяц 30 тыс. тонн. В настоящее время наблюдается критический уровень запасов топлива в связи со значительным снижением объемов производства топлива отечественными НПЗ (нефтеперерабатывающими заводами – КазТАГ) и отсутствием импорта, в связи с ограничениями, введенными в странах-экспортерах. Следует подчеркнуть, что Air Astana приобретает авиатопливо без посредников, напрямую у производителей и ресурсодержателей на НПЗ», - ответили КазТАГ в пресс-службе Air Astana на вопрос, покупает ли авиаперевозчик топливо напрямую у НПЗ или все-таки через посредников.

Руководство карагандинского аэропорта в разговоре с корреспондентом агентства рассказало о том, что дефицит дизтоплива – это регулярная и системная проблема.

«У нас в Казахстане работает три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), производящих авиатопливо – Шымкентский, Атырауский и Павлодарский. Со стабильной регулярностью у нас каждый год происходит в одно и то же время лихорадка. Какой-нибудь из заводов обязательно встает на реконструкцию, и это всегда происходит в момент перехода с летнего дизеля на зимний, и начинается лихорадка. А лихорадка связана с тем, что для того, чтобы сформировать дизельное топливо керосиновая фракция уходит на его изготовление. То есть, какая-то часть летнего дизеля все равно остается, не вырабатывается, и для того, чтобы получить зимний, надо добавлять авиатопливо – керосин. Естественно, авиатопливо же тоже в ограниченном количестве выпускается, и начинается лихорадка», - сказал, в частности, агентству КазТАГ председатель правления АО «Аэропорт Сары-Арка» Сарсенбек Кушкинов.

Он подчеркнул, что в ситуации с авиатопливом «каждый год одно и то же».

«Никакой реакции со стороны профильных министерств, министерства энергетики и министерства индустрии и инфраструктурного развития на эту ситуацию нет. То есть вопрос решается таким методом, что время реконструкции заводов откладывается до самого последнего момента, мнения аэропортов эти министерства не слушают, потому что оно их совершенно не интересует, и начинается такая лихорадка. У нас еще до недавнего момента существовал запрет на ввоз авиатоплива из Российской Федерации, и в итоге мы пришли к такой ситуации, что, если мы в период пандемии получали авиатопливо по цене от Т160 тыс., то сейчас вынуждены покупать топливо по Т400 тыс. Вы видите разницу? А все что связано с авиатопливом – это напрямую связано с нашим транзитным потенциалом и со стоимостью авиабилетов для обыкновенных пассажиров, то есть для всех граждан Казахстана и для туристов, которые прилетают в Казахстан», - пояснил собеседник агентства.

Так же он объяснил, как влияет ситуация на транзитный потенциал.

«Почему это влияет – потому что Казахстан географически находится в очень удобном положении для технических «стопов» самолетов, перевозящих грузы из юго-восточной Азии в направлении Европы. Из чего складывается эта ситуация? Эта ситуация намного глубже и намного древней, чем мы думаем – то есть у нас все три завода, количество заводов, помнится, предыдущий министр энергетики (Нурлан Ногаев – КазТАГ) говорил о том, что они могут вырабатывать до 850 тыс. тонн авиатоплива в год, к сожалению, этот объем они не вырабатывают», - отметил Кушкинов.

По его словам, держателями 80% объема вырабатываемого авиатоплива «выработанный весь авиакеросин был просто передан для выработки зимнего авиатоплива».

«В этом процессе пострадали все. Ситуацию по зимнему топливу, вообще по дизельному топливу вы видите, наверное, на автозаправочных станциях (АЗС), что зимнее топливо можно купить по Т310-330 тыс., и посмотрите, как это повлияет на рост цен всего: товаров народного потребления, продуктов питания. Мы покупаем (авиатопливо – КазТАГ) по завышенной цене, потому что у нас есть обязательства для выполнения регулярных авиарейсов. Благо, что, скажем, авиакомпании Казахстана – Air Astana вкупе с FlyArystan, Scat, Qazaq Air – они работают со своим авиатопливом, то есть у каждой авиакомпании имеется определенный запас в большинстве аэропортов, и они вырабатывают свое топливо. Но есть ведь регулярные полеты неказахстанских авиакомпаний. А приходится покупать за очень большие деньги это авиатопливо для того, чтобы сохранить регулярность полетов», - признался глава воздушной гавани Караганды.

Также он отметил, что «аэропорт Караганды имеет такую плохую ситуацию с тем, что он находится на очень небольшом отдалении от столичного аэропорта».

«И, в принципе, столичный аэропорт не гнушается тем, что он переманивает и пассажирские рейсы, и грузовые рейсы, и технические стопы в свой адрес, потому что «ребята, зачем вам в Караганду летать, летайте к нам, мы на 200 км северней». А мы в свое время, и в период пандемии, и в начале 2021 года работали только лишь за счет технических «стопов» грузовых авиакомпаний, перевозящих грузы из юго-восточной Азии в Европу», - сказал собеседник.

При этом, он признает, что «столичный аэропорт сделал то же самое»,

«И просто, имея возможность предоставить экипажам более комфортные условия, скажем, в дорогостоящих гостиницах, и более, скажем, расширенные возможности по времени полета, и по техническим возможностям аэродрома, они начали просто заниматься переманиванием этих рейсов. Это бизнес, мы в принципе, в этом процессе никого не обвиняем, но когда у вас дешевое топливо, и политических возможностей в столичном аэропорту побольше, естественно же, что там будет побольше и приобрести топливо побольше и подешевле там, подключив все какие-то административные ресурсы. У нас таких ресурсов нет», - заключил Кушкинов.

Однако если такие политические и административные ресурсы у аэропорта Нур-Султана и были, то сейчас они, вероятно, бесполезны – в воздушной гавани столицы Казахстана топлива осталось менее чем на 10 дней.

«Аэропорт Нурсултан Назарбаев обеспечен контрактами на поставку авиакеросина до конца октября. Осталось всего меньше 10 дней. Отрабатываем с каждым поставщиком в ручном режиме. Из-за отсутствия ресурсов на внутреннем рынке с начала ноября будем вынуждены ограничивать заправку иностранных авиакомпаний», - прокомментировал агентству КазТАГ ситуацию пресс-секретарь международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев» Анвар Шалекенов.

Напомним, 20 октября КазТАГ сообщал, что в Казахстане наблюдается дефицит авиационного топлива.

Агентство также отмечало, что 18 октября обратилось за комментариями касательно ситуации в министерство энергетики. Спустя четверо суток с момента обращения, на момент подготовки данного материала ответ от минэнерго редакцией так и не получен.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage