В Т6 млрд оценил Казахстан потери от неуплаты НДС при перемещении товаров из Кыргызстана

Астана. 27 февраля. КазТАГ – В Т6 млрд оценил Казахстан потери от неуплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при перемещении товаров из Кыргызстана, сообщает пресс-служба министерства торговли и интеграции РК.

«ЕАЭС (Евразийский экономический союз – КазТАГ) создавался на условиях исключения таможенных формальностей между нашими странами. При этом единая таможенная территория никак не предполагает свободное обращение продукции, не прошедшей установленной Таможенным кодексом таможенной очистки. Также, свободное перемещение не означает уклонение от уплаты НДС при внутренних поставках. Такие товары можно смело назвать экономической контрабандой. На сегодня мы насчитали потери от неуплаты НДС на Т6 млрд. Сложившаяся ситуация не может нас не беспокоить», - сказала вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушукова на заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Она отметила, что претензии, озвученные Кыргызстаном к казахстанской стороне, уже рассмотрены во Всемирной торговой организации (ВТО).

«В ВТО справедливо отметили, что вопросы, поднимаемые Кыргызской Республикой, связаны с участием стран в ЕАЭС, и их следует решать в двустороннем порядке либо на площадке ЕАЭС», - добавили в МТИ РК.

По информации казахстанской стороны, увеличение «контрабандного» товаропотока на территорию ЕАЭС через территорию Кыргызстана стало наблюдаться с конца 2018 года, когда Казахстан усилил контроль по товарам, ввозимым из КНР, «что привело к перетоку товаров в Кыргызстан».

«Между органами госдоходов Казахстана и Кыргызстана проведен ряд рабочих встреч, были достигнуты договоренности по использованию ценовых индикаторов при таможенной очистке, контролю объемов импорта с КНР, обмену таможенной информации. Однако поток контрабанды и «лжетранзита» из Кыргызстана не прекратился. В связи с имеющимися фактами нарушений и в целях предотвращения нарушений таможенного законодательства ЕАЭС Казахстан был вынужден с ноября 2019 года вновь усилить контрольные мероприятия – начал осуществлять мониторинг перемещаемых по территории нашей страны товаров», - добавила замглавы МТИ.

По данным ведомства, при проведении выборочных проверок внутри территории Казахстана из 2,1 тыс. автотранспортных средств с товарами народного потребления проверено 194, из которых в 191 случае (98%) выявлены факты «лжетранзита» (1514 факта) при перемещении товаров из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию.

«То есть, кыргызский предприниматель заявляет, что его товар будет следовать в Россию. Однако товар «растворяется» в Казахстане, не пересекая казахстанско-российскую границу. Тем самым наносится урон экономике нашей страны, так как не уплачивается НДС и другие необходимые платежи в бюджет. В целом во втором полугодии 2019 года установлено 4,8 тыс. фактов, когда в товарно-транспортных накладных был оформлен транзит товаров из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию, однако товары фактически остались на территории Казахстана без уплаты НДС», - отметили в министерстве торговли и интеграции.

На заседании совета ЕЭК Казахстан предложил кыргызским партнерам ряд эффективных, по мнению казахстанской стороны, решений для учета товаров, идущих из Кыргызстана.

«Это применение спутниковых навигационных пломб на грузовые автомобили, следующие транзитом через Казахстан, внедрение онлайн обмена предварительной информацией по данным из товаросопроводительных документов по перемещаемым товарам», - сказала Кушукова.

Казахстанская сторона напомнила кыргызским коллегам, что от подобных конрабандных схем страдает, в том числе, и бюджет самой Кыргызской Республики.

«В прошлом году органами государственных доходов РК выявлено более 2,6 тыс. фактов ввоза товаров с территории Кыргызстана в адрес фиктивных резидентов РК, по которым НДС остался не уплаченным кыргызской стороной», - уточнили в МТИ.

В целом, как отмечается, контроль за передвижением товаров из КНР на территорию ЕАЭС будет регулироваться соглашением об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР, подписанным 6 июня 2019 года, после вступления его в юридическую силу. Ожидается, что реализация данного соглашения позволит обеспечить регулярный обмен таможенными данными между странами ЕАЭС и Китаем и тем самым способствовать снижению поставок контрафактной продукции, повышению эффективности таможенного контроля и достоверности декларирования товаров и транспортных средств.

«На сегодня каждая страна налаживает информационный обмен с КНР самостоятельно. После вступления данного соглашения такой информационный обмен будет идти централизованно через информационные ресурсы ЕЭК, соответственно улучшится таможенная статистика, сторонам будет доступна информация о двусторонней торговле с КНР, другими партнерами», - пояснила вице-министр.

В ходе заседания совета ЕЭК была утверждена дорожная карта по развитию единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС, что станет основой для формирования беспрепятственного таможенного транзита товаров через территории стран Евразийского экономического союза. В том числе и тех, в отношении которых Российской Федерацией применяются специальные экономические меры.

«С 2014 года наши перевозчики столкнулись с проблемой транзита товаров, следующих из Европы в Казахстан по территории соседнего государства, так как Россия из-за понятных для всех причин применяет специальные экономические меры в отношении ряда Западных стран. Реализация дорожной карты в последующем облегчит условия транзита таких товаров в Казахстан», - заключила Кушукова.

Напомним, 14 февраля министерство экономики КР сообщило о том, что Кыргызстан пожаловался на Казахстан в ВТО. По заявлению кыргызской стороны, начиная с марта 2019 года, на территории Республики Казахстан наблюдаются значительные задержки в движении транзитных товаров, следующих из Кыргызской Республики через РК, которые вызваны ужесточенными проверками со стороны казахстанских властей. Как уточнили в минэкономики КР, в целях принятия всех необходимых мер по урегулированию сложившейся сложной ситуации на границе, Кыргызская Республика в течение всего 2019 года направляло официальные письменные обращения в адрес Республики Казахстан и проводила двусторонние консультации на площадке ВТО, «где кыргызская сторона подробно ознакомила казахстанскую сторону с критической ситуацией массового скопления автомашин с призывом устранить применяемые торговые барьеры и действовать в рамках установленных ВТО правил».

17 февраля стало известно, что Казахстан ответил на жалобу Кыргызстана в ВТО. В частности, казахстанская сторона сообщила, что с начала 2019 года на 37 автомобильных пунктах пропуска государственной границы Республики Казахстан с государствами-членами ЕАЭС осуществляется контроль перемещения товаров двойного и военного назначения. При этом, по заявлению Казахстана, «вопросы пограничного и экспортного контроля не регулируются договором о ЕАЭС, поскольку не затрагивают экономическую интеграцию». Отмечалось, в соответствии с договором о ЕАЭС товары, ввозимые с территории государства-члена ЕАЭС, облагаются косвенными налогами, взимаемые налоговыми органами, на территорию которого импортируются товары. Как подчеркнул Казахстан, для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage