Жовтис о преследовании Ильяшева: Непонятно, как информация о «Нур Отане» относится к ЧП

Алматы. 19 апреля. КазТАГ – Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Евгений Жовтис считает непонятным, как информация о партии Nur Otan в деле известного казахстанского политического активиста Альнура Ильяшева относится к режиму чрезвычайного положения (ЧП).

«Поскольку гражданскому активисту Альнуру Ильяшеву вменяют совершение преступления, предусмотренного частью 4 статьи 274 Уголовного кодекса РК, то есть «распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (…) в условиях ЧП», то надо как-то разобраться с этим самым «ЧП». Не буду останавливаться на том, какие именно доказательства есть у полиции насчет «опасности нарушения общественного порядка» или «существенного вреда законным интересам», но не очень понятно, какое отношение распространение информации о партии Нур Отан может иметь к ЧП в связи с коронавирусом», - написал Жовтис в воскресенье на своей странице в Facebook.

Поскольку, пояснил он, пока только о такой информации было сообщено полицией.

«И тем более, что, боюсь, господин Ильяшев – не последний, к кому могут применить такую интерпретацию «ЧП». Согласно закону о ЧП, это «временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности», - пояснил правозащитник.

Он уточнил, при этом вводится режим ЧП при возникновении двух типов чрезвычайных ситуаций (ЧС):

«1) ЧС социального характера, вызванные массовым переходом государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств; попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; массовыми беспорядками, межнациональными и межконфессиональными конфликтами; блокадой или захватом отдельных местностей, особо важных и стратегических объектов; подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований; вооруженным мятежом; диверсией; провокационными действиями со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта; нарушением территориальной целостности Республики Казахстан;

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и другие), кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и требующие скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ».

«Так вот в Уголовном кодексе почти все статьи, где упоминается ЧС или ЧП как квалифицирующие признаки или как отягчающие обстоятельства, связаны с ЧС первого вида, то есть социального характера. Потому что они идут наряду с «массовыми беспорядками» или «военным положением» или проведением «антитеррористической операции». Правда, есть еще ряд статей об экологических преступлениях, где речь идет о чрезвычайных экологических ситуациях», - уточнил эксперт.

Так вот в статье 274 УК ЧП, отметил он, упомянуто наряду с боевой обстановкой, военным временем, проведением публичных мероприятий, видимо, сопряженных с массовыми беспорядками.

«И в этом контексте это может касаться только ситуации с распространением заведомо ложной информации о самой пандемии или борьбе с ней. И без непосредственно доказанного факта о распространении именно такой заведомо ложной информации о ЧС природного или техногенного характера, явившейся основанием для введения ЧП, с моей точки зрения, применение части 4 статьи 274 УК необоснованно, потому что к условиям чрезвычайного положения это не имеет никакого отношения», - заключил Жовтис.

Напомним, 17 апреля в Алматы был задержан известный политический активист Альнур Ильяшев. Как заявили в департаменте полиции, его подозревают в распространении заведомо ложной информации. 18 апреля Ильяшев был арестован на два месяца. В числе прочего, силовики вменяют ему в вину призыв к властям сложить полномочия и критику в адрес «Нур Отана».

Днем позже, 18 апреля, в Караганде был задержан экс-член НСОД и экс-глава Qazaq kuresi Арман Шураев. По информации силовиков, основанием для этого послужило уголовное дело, расследуемое по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 274 (распространение заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения) УК РК. 19 апреля МИА КазТАГ со ссылкой на источник сообщило, что Шураева рано утром забрали из ИВС Караганды, чтобы доставить в Алматы. Собеседник агентства также уточнил, что расследование ведется на уровне министерства внутренних дел, но там отказались комментировать ситуацию. Личными поручителями Шураева уже выступили известные казахстанцы. Касательно участия СМИ на процессе, в суде Алматы заявили, что по техническим причинам не получится всех подключить, а только участников процесса. По словам сестры экс-главы Qazaq kuresi Аспет Бекмурзаевой, Шураеву не дали встретиться с адвокатом.

Также 18 апреля в Алматы был задержан журналист Улан Шамшет. По словам активиста Геннадия Крестьянского, его задержали за нарушение карантинного режима.

Кроме того, стало известно об уголовном преследовании политической активистки Данаи Калиевой, которая связывает ситуацию со своей гражданской позицией.

Отметим, что общественный деятель и один из инициаторов создания партии HAQ Тогжан Кожалиева говоря о задержаниях активистов, выразила мнение, что власть, пользуясь условиями ЧП в стране, начала зачистку от неугодных и неудобных. Журналист и гражданский активист Асем Жапишева считает, что сейчас власть пользуется режимом ЧП, чтобы подавить инакомыслие и пользуется тем, что никто не может ничего сделать в поддержку активистов. По мнению активистки Асии Тулесовой, государственным органам пора начать сотрудничать с гражданскими активистами. Правозащитник, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис выразил мнение, что за арестами гражданских активистов просматривается желание сдержать протестный потенциал в Казахстане.

19 апреля международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» обратился с официальным заявлением, в котором призвал генерального прокурора Казахстана Гизата Нурдаулетова не допустить «охоту на ведьм» в условиях ЧП. Фонд отметил, что даже в годы Великой Отечественной войны за ложные сведения в СССР не наказывали так, как сейчас в Казахстане. Казахстанские фактчекеры тоже выступили с заявлением, отметив, что считают санкции в отношении Шураева и Ильяшева чрезмерными.

Отметим, что в ноябре 2019 года делегация США в ООН в рамках рассмотрения третьего цикла Универсального периодического обзора (УПО), представленного Казахстаном, рекомендовала казахстанским властям отменить скандальные статьи 174 (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) и 274 (Распространение заведомо ложной информации) УК РК. Либерализовать законодательство призвали Казахстан тогда представители большинства стран, участвовавших в заседании. Тогда же в ноябре авторитетная международная правозащитная организация «Репортеры без границ» вновь призвала президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева прекратить преследования журналистов.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage