На полгода может затянуться ожидание авто по программе льготного автокредитования в РК

Дата: 13:49, 03-02-2020.

Алматы. 3 февраля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Ожидание машины по программе льготного автокредитования в Казахстане может растянуться на полгода.

В принципе, всех желающих пересесть со своих видавших виды автомобилей за последние полгода осчастливили дважды.

Сначала в октябре прошлого года Нацбанк выделил Т20 млрд и тогда каждый банк второго уровня кое-что получил: Т4 млрд – «Народный банк», Т7,5 млрд – «Сбербанк» и Т3 млрд – «Банк ВТБ». Причем с обещанием, что оставшиеся Т5,5 млрд Банк развития Казахстана (БРК) выделит до конца 2019 года.

А уже в конце прошлого года правительство выделило еще Т8 млрд и Т2 млрд на финансирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретающих в лизинг автомобили и автотехнику специального назначения.

Можно только порадоваться за казахстанских автопроизводителей и банки, которые получили источник практически беспроцентного финансирования, за БРК, который в качестве оператора имеет бонус.

Правда и реалии

Как утверждают некоторые товарищи, которые нам точно товарищи, получить автомобиль по программе – крайне утомительное занятие, особенно, что касается времени ожидания.

В данной связи сразу возникает вопрос: может, дело в банках, которым невыгодно быстро работать с заявками?

Как нам ответили в пресс-службе Народного банка, «банк принимает решение по заявкам на основании соответствия заявителя оформленной заявки установленным требованиями регулятора, кредитной политики банка и других ВНД (внутренняя норма доходности – КазТАГ)». При этом основным критерием оценки платежеспособности является наличие у заявителя подтвержденного официального дохода.

На вопрос, сколько в среднем времени занимает одобрение или неодобрение заявки потенциального покупателя автомобиля, в «Народном банке» ответили, что «срок принятия решения в среднем занимает один рабочий день, а точнее два-три часа».

Понятно, что особого смысла вводить нас в заблуждение ни у Народного банка, ни у любого другого банка, которые задействованы в программе, просто нет. И это правда.

Но как говорится, в природе существует не только правда, но и реалии.

Теперь о последних

Согласно информации, которую мы получили от своих источников в финансовых кругах, «основная проблема программы в нехватке средств на всех желающих приобрести авто по льготной ставке».

«Именно потому, что программа использует револьверный механизм, клиенты вынуждены ждать в среднем по полгода пока высвободятся ранее выданные средства. Фактически основная выдача займов приходится после очередного транша со стороны БРК, однако деньги довольно быстро осваиваются на кредитование лиц, которые ранее подали заявки», - отметил источник.

Еще один наш источник из сферы автобизнеса подтвердил вышеописанную версию и, со своей стороны, добавил: «все хотят дешевые кредиты на авто, отсюда и ажиотаж».

Чем глубже в лес…

Еще одно подтверждение, что со сроками получения машины по программе льготного автокредитования не все так просто, мы получили из автосалонов.

В частности, в одном из автосалонов нам рассказали, что по программе можно приобрести Nissan Almera с АКПП, однако ждать придется как минимум шесть месяцев. Все потому, что после подачи заявки и его одобрения со стороны банка (менеджеры БВУ находятся внутри автосалонов – КазТАГ), нужно ждать финансирования от БРК.

«Так как в наличии таких (Nissan Almera с АКПП – КазТАГ) машин нет, предлагаем Nissan Terrano, который под льготное автокредитование не подходит, но есть вариант с рассрочкой от самого автосалона на срок до двух лет», - сказали нам.

И подчеркнули, что если по льготному автокредитованию КАСКО нужно приобретать отдельно, то по рассрочке от автосалона или обычному автокредитованию от банков КАСКО отдельно приобретать не нужно.

В другом нам сказали, что приобрести автомобиль по программе льготного автокредитования достаточно сложно.

«В первую очередь, это связано с отсутствием целевых средств в банках второго уровня, которые в рамках данной программы работают. Причем, Hyundai Accent с АКПП в наличии имеются. В базовой комплектации она стоит 6,29 млн, нужно заплатить 10% от стоимости автомобиля и кредит оформляется на срок до 7 лет», - подытожили в автосалоне.

В еще одном автосалоне мы поинтересовались покупкой по программе китайского автомобиля JAC (собирается в Костанае – КазТАГ). У нас поинтересовались наличием беспрерывных пенсионных отчислений в течение последних шести месяцев и хорошей кредитной истории.

«Можете приехать в автосалон и подать заявку менеджеру банка. Дальше мы с вами составляем договор, оплачиваете первоначальный взнос и ждем финансирования от Банка развития Казахстана. Некоторым клиентам выходит за одну, две или три недели. По-разному. Для некоторых клиентов это длится от двух месяцев или более. Основная причина – это ожидание финансирования от БРК», - подчеркнул менеджер.

Условия, по его словам, стандартные: первоначальный взнос от 10% стоимости автомобиля на срок до семи лет по ставке 4%.

«По страховке и другим мелочам нужно будет проконсультироваться у менеджеров банка. Чем больший первоначальный взнос внесет покупатель, тем ниже сумма займа и, соответственно, сумма ежемесячного платежа. Машины в наличии есть и все зависит только от одобрения заявки со стороны БРК. Есть JAC S3 с АКПП, но JAC S5 с АКПП будут только в феврале», - резюмировали в автосалоне «Аллюр Авто».

Еще один вариант

Кстати, есть автосалоны, где могут рассказать много чего интересного по поводу покупки машины и забыть упомянуть некоторые, как им кажется, неважные детали.

В автосалоне «Бипек Авто» предложили по программе льготного автокредитования Skoda Octavia с АКПП стоимостью Т7,69 млн. Причем заверили, что без проблем в течение двух недель привезут нужный автомобиль. «На заводе осуществляется крупно-узловая сборка, изначально они (узлы – КазТАГ) собраны в Чехии и машина проходит по программе льготного автокредитования», - заверили нас.

Ну, и как обычно, спросили про непрерывные пенсионные отчисления за последние шесть месяцев. «Это первый важный момент. Второй важный момент, первоначальный взнос от 10% и кредитование на срок до 7 лет. Также можете вместо первоначального взноса предоставить подержанный автомобиль, если такой имеется. По программе Trade-In могут дать скидку на покупку автомобиля. Найдите время, придите к нам и оформите автомобиль. Дадите заявку в банк, а так как менеджеры банка находятся в автосалоне, то получите одобрение достаточно быстро. Если покупатель может заплатить больше 10% первоначального взноса, то будет меньше сумма займа, и тем ниже ежемесячные платежи», - пообещали в автосалоне.

А теперь «неважных деталях», о которых сознательно или несознательно умолчали в одном из автосалонов, сколько времени нужно ждать финансирования от БРК. В конечном счете может сложиться ситуация, когда автосалон свою часть работы выполнит и привезет автомобиль в нужной комплектации, а забрать его потенциальный покупатель в ближайшее время не сможет.

Некоторые выводы

Из всего написанного можно сделать два основных вывода.

Первый – за красивыми цифрами траншей БРК по программе льготного автокредитования и не менее красивыми цифрами Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» о том, что в 2019 году казахстанцы приобрели 71 417 новых легковых и легких коммерческих автомобилей на сумму Т654,3 млрд стоит реальность: программа работает, но денег катастрофически не хватает.

Второй вывод – главная проблема программы – заложенный в нее револьверный принцип. Он для понимания очень простой: как только ранее взявшие кредит на покупку автомобилей клиенты начнут расплачиваться и поток средств станет достаточным, откроется финансирование для новых клиентов. Принимая во внимание финансовые проблемы казахстанцев в течение длительного периода времени и проистекающую отсюда необязательность некоторых заемщиков в дальнейшем срок ожидания финансирования будут только расти.

Напомним, оператором программы льготного автокредитования, запущенной в 2015 году, является БРК. Программа рассчитана на 20 лет. На ее реализацию были выделены четыре транша на Т42 млрд: в 2015-2016 годах – первый и второй транши из Нацфонда в общей сумме Т26 млрд, в 2018-2019 годах – третий и четвертый транши из республиканского бюджета в общей сумме Т16 млрд.

Условия, заложенные в программе, следующие: стоимость автомобиля казахстанского производства не должна превышать Т15 млн. Номинальная ставка вознаграждения – не более 4% годовых, срок кредитования – не более семи лет.

Источник фото: Фото из открытых источников.


Поделиться новостью:


adimage