Садитесь, Атамкулов, «двойка»

Алматы. 7 октября. КазТАГ – Владимир Радионов. Если бы министр индустрии и инновационного развития Бейбут Атамкулов рассказывал о том, как подешевели билеты на самолет в Казахстане, не на заседании правительства, а на уроке математики, то, несомненно, получил бы «двойку».

«Если в 2012 году средняя стоимость авиабилета по маршруту Нур-Султан–Алматы составляла в перерасчете на курс доллара $85, то в 2019 билеты стоят в среднем $60», — сказал министр на заседании правительства РК не далее, как понедельник утром.

Для начала, скажем, негоже министру, человеку государственному, приводить цены в долларах - у нас, как-никак, собственная национальная валюта имеется, да и курс на дедолларизацию экономики никто не отменял. Но все дело-то в том, что начни он считать в тенге, и конструкция об удешевлении авиабилета оказалась бы полной профанацией. Министр как-то «забыл» упомянуть, что семь лет курс доллара не стоял на месте. И чтобы не было разговоров, что мы тут обжуливаем, давайте считать вместе.

Итак, в октябре 2012 года, курс доллара к тенге составлял Т150/$1. Перемножаем 150 на указанные 85 – получаем 12750. Так вот, значит, авиабилет наш из столицы в Алматы стоил Т12 750.

Сегодня курс доллара к тенге куда суровее – Т389/$1. Теперь перемножаем 389 на 60 – получаем 23340. Значит сейчас перелет из Нур-Султана в Алматы стоит Т23 340. Делим полученные цифры (23340/12750) и получаем, что цена выросла в 1,83 раза или на 83%.

Предвосхищая справедливые возражения о том, что ведь и доходы казахстанцев с 2012 года не стояли на месте, давайте сравним средние зарплаты. На конец 2012 года она составляла Т106 тыс., по итогам первого полугодия 2019 года – Т188 тыс. Опять же делим 188 на 106 – получаем рост в 1,77 раза или на 77%

Ну, а теперь совсем просто: 83-77=6. Так что в итоге у господина министра должно было получиться, что авиабилет между Нур-Султаном и Алматы для среднестатистического казахстанца подорожал в среднем на 6%. Невелика разница? Но, тем не менее, она есть, и не в пользу министерских доводов об удешевлении.

Ну, а заявление директора по транспорту и логистике АО «Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Қазына» Каната Алпысбаева о том, что тарифы Fly Arystan и Air Astana в четыре раза ниже европейских – это вообще ни в какие ворота.

По данным Евростата, средний показатель заработка в странах ЕС составляет 26,76 евро за час, а в странах Еврозоны данный показатель равен 30,33 евро за час (Т11 426 и Т12 950 соответственно при курсе Т427 за евро). Получается, европеец за восемь часов зарабатывает от Т91 408 до Т103 602, а в месяц (если 21 рабочий день) – от Т1 919 568 до Т2 175 642

Сколько там тариф, допустим, в Шымкент? По данным Алпысбаева – Т5999. Ну давайте умножим на четыре. Получится, в Европе на аналогичное расстояние он составит Т23 996 (или 56 евро). Идем дальше. Делим нашу среднюю зарплату на тариф до Шымкента: 188000/5999=31,3. А в Европе этот же показатель составит (1 919 568/23 996) 79,9. Ну, и кому тут дешевле получается?..

Источник фото: Пресс-служба премьер-министра РК.


adimage