То яма, то канава

Алматы. 23 мая. КазТАГ – Мадина Алимханова. Можно ли решить проблему ям и колдобин на дорогах и нужно ли это делать? Оказывается, все не так просто, как кажется.

Одна из историй, рассказанных российским писателем-сатириком Михаилом Задорновым, одинаково близка и понятна всем жителям бывшего СССР: Весна. Дорога как после бомбежки, на асфальте сплошные ямы. Писатель спрашивает местного жителя: «Мужик, а где асфальт-то?» – «Так зима ж была. Растаял».

Теоретически, асфальт таять не должен. Но может. Как пояснил представитель ТОО «Жол» Роман Кадаков, помимо погодных условий и нагрузки на дорожное полотно, причиной образования ям является солярка, капающая из остановившихся автомобилей. Она разъедает битум, получается яма, а остальное уже «доделают», дождь, снег и тяжелые автомобили.

Управление городской мобильности Алматы тоже считает, что во всем виноваты автомобили.

«Ежегодный рост количества транспортных средств приводит к увеличению интенсивности движения и повышению проектной пропускной способности автомобильной дороги. В результате превышения суточной нормы пропускной способности трассы, ресурс дорожного покрытия стремительно снижается. Еще одним негативным фактором является увеличение грузоподъемности транспортных средств, в результате чего повышается осевая нагрузка на дорожные покрытия. Следствием этого является образование колейности, сдвигов и трещин», - сообщили нам в управлении.

Логика железная: чем меньше машин, тем целее асфальт. Кстати, в Алматы с учетом ежедневно «понаехавших» 250 тыс. автомобилей – 722 тыс. штук. Для сравнения – в Берлине – 1,3 млн (самое маленькое количество автомобилей на душу населения среди Европейских столиц), в Нью-Йорке – более 1,5 млн.

А вот по словам представителя ТОО «Росу» Алексея Жарикова, развитые страны от ям на дорогах так сильно не страдают, потому что «у них асфальт совсем другого качества».

Мы попытались выяснить у акимата Алматы во сколько обходится городскому бюджету ремонт асфальтового покрытия «не того качества», однако вместо этого управление городской мобильности поведало о комплексе мер по повышению безопасности городской среды, общественного транспорта и пешеходов еще на стадии строительства дорог (спустя три недели после отправки запроса, когда истек установленный законом о СМИ двухдневный срок ответа на запрос). Пришлось считать самим.

«В 2018 году проведен ямочный ремонт на 370 тыс. кв.м дорог. В 2019 году текущий ремонт был начат в марте. С 1 марта по 30 апреля отремонтировано 385 улиц, в том числе 113 магистральных улиц (324 км), 272 районных улиц (300 км)», - сообщило управление городской мобильности.

Цены на услуги по асфальтированию колеблются от Т500 до Т1900 (насчет скидок для детей, пенсионеров и акимата ничего доподлинно неизвестно). Таким образом, заасфальтировать 370 тыс. кв.м дорог обойдется в сумму от Т185 млн до Т703 млн (это только ямы). При этом ямочный ремонт – это как раз тот случай, когда ремонт нельзя закончить, его можно только остановить. Гарантия на отремонтированную яму – 4,5 года. Общая протяженность дорог в городе – несколько тысяч километров. При нынешних темпах ремонта процесс будет бесконечен.

Получается, бюджетные деньги тают вместе со снегом и асфальтом. Так ли? Согласно межгосударственному стандарту ЕАЭС ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», размеры ямы на дороге не должны быть больше 60 см в ширину, 15 см в длину и 5 см в глубину. Починить дорожное покрытие городские службы обязаны в течение 12 дней.

Такие ямы автолюбители обычно даже не замечают. А вот ямы, превышающие эти размеры, представляют серьезную опасность для автомобиля, а иногда и для водителя с пассажирами, а ведь ямы на дорогах иногда ох как превышают установленные стандарты!



11 апреля на одной из самых загруженных улиц Алматы – Толе би – образовался большой и глубокий провал, на устранение которого ушло больше суток. В результате образовалась большая пробка, серьезно увеличившая нагрузку на непровалившуюся часть дороги. К счастью, никто не погиб. Однако и о поиске виновных в образовании провала тоже ничего слышно не было. Видимо, опять где-то что-то протекло, что-то растаяло и тому подобное.

Менее живописные «Пятигорские провалы» чаще всего приводят к техническому повреждению автомобилей (хотя не исключены и ДТП, в которых могут пострадать и даже погибнуть люди).

В первую очередь, страдает ходовая часть и шины автомобиля. Ямы на дороге могут привести к деформации и повреждению резины, дисков, гранаты, рулевого управления, стабилизаторов, стоек, пружин, сайлентблоков и прочих. При этом ремонт может обойтись в десятки, а то и сотни тысяч тенге: цены на шины начинаются от Т8-10 тыс. за штуку, а с учетом того, что рисунок протектора должен быть одинаковым хотя бы на каждой паре (передней или задней), то придется либо потратить время на подбор подходящей шины, либо на покупку сразу двух. Диски стоят от Т10 тыс. за штуку, цена за комплект начинается от Т100 тыс. Рулевая рейка обойдется в среднем в Т50 тыс., наружная граната – Т10-12 тыс. и так далее. Могут понадобится и кузовные работы, замена фар, и тому подобное. Цены растут пропорционально стоимости самого автомобиля.

А еще придется оплачивать услуги эвакуатора, шиномонтажа, СТО. Таким образом, ямы на дорогах очевидно приводят к развитию малого и среднего бизнеса.


Чем больше ям, тем больше развивается торговля запчастями, услуги по ремонту авто, аренда помещений для СТО и автомагазинов, оживляется рынок рекламы в автомобильной сфере. А это все – новые рабочие места и увеличение налоговых поступлений в бюджет города.

Это, не говоря уже о подрядчиках, осуществляющих ремонт дорог, чиновниках, курирующих эти вопросы, и даже едином пресс-офисе, смысл создания которого остается загадочным и непостижимым. На сегодняшний день его работа свелась к созданию малоинформативного вэб-сайта «Алматы жолдары» (содержащем только несколько фото и список улиц, где будет проводиться ремонт), проведению пресс-завтрака и презентацией для журналистов и небольшой моральной поддержке жалующихся горожан. Так, 17 апреля мы пожаловались на состояние улицы Тулебаева.

И уже через несколько часов получили исчерпывающий ответ: «По поводу ям, мы отправили нашим подрядчикам. В скором времени должны устранить». Больше месяца спустя «скорое время» еще не наступило. И обижаться не на что – конкретные даты никто не называл. Непонятно другое: зачем ради этого нужно было создавать отдельную структуру, поскольку такая работа стала для акимата непосильной?

Гораздо полезней было бы составить карту ям с указанием их габаритов и отмечать на ней отремонтированные участки. А еще лучше – положить качественный асфальт, более устойчивый к солярке и напряженному трафику.

Источник фото: КазТАГ/©Мадина Алимханова.


adimage