Алматы. 7 августа. КазТАГ – Владимир Радионов. Вчера министерство образования и науки (МОН) РК обнародовало фамилии обладателей образовательных грантов – абитуриентов, заработавших возможность получить высшее образование бесплатно. А месяцем ранее ведомство сделало, по его мнению, подарок тем, кто пойдет учиться платно - отменило низшую планку стоимости обучения в вузах. Другими словами, если раньше платное обучение не могло быть дешевле стоимости обучения в национальном вузе по аналогичной специальности, то сегодня каждый институт-университет вправе устанавливать стоимость образования и ниже, не оглядываясь на «национальный» порог. Комментируя нововведение, министр образования Ерлан Сагадиев заявил буквально следующее: «Дать возможность вузам во многом для платных отделений самим решать, каким должно быть их образование, мы считаем правильным, при условии, что основная масса все равно поступает на гранты в национальные вузы».
Налетай – подешевело
В общем, суть такая, что высшее образование, стоимость которого в Казахстане на сегодняшний момент сравнялась, а то и превысила стоимость европейского, может стать дешевле и доступнее. Также, считают в МОН, усилится и конкуренция среди 130 действующих в РК вузов, потому что вряд ли кто захочет переплачивать.
Определенный резон в этой идее есть. Однако, как смотреть. Ведь до последнего момента МОН никоим образом не стимулировало вузы к изменению ценовой политики, не меняя размер образовательного гранта уже много лет (свой для каждой специальности, но в среднем порядка Т350 тыс.). Вузы, имея этот ориентир, только повышали стоимость обучения, о чем свидетельствуют комментарии в соцсетях. Так с чего вдруг сегодня пойдет понижение? Какая вузу разница: набрать, условно, 100 человек, сняв с каждого по Т300 тыс., или 200 человек, сняв с них по 150 тыс.? Во-первых, итоговая сумма дохода не меняется. Во-вторых, набрать бессчетное количество студентов вузу все равно не позволят. Лимиты на стоимость обучения установят косвенным способом: количеством площадей на одного студента, количеством затрат на учебники на одного студента, количеством педагогов на одного студента, иными квалификационными требованиями.
Исходя из этого, кстати, стали озвучиваться мнения, что «второсортные» вузы начнут демпинговать. Президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман Алшанов высказался весьма откровенно.
«Есть целый ряд учебных заведений, которые пойдут на демпинг – очень низкую цену устанавливать и дальше. Комитет по контролю в этой связи будет проверять: входят ли в стоимость обучения все затраты, которые необходимы для подготовки специалистов, то есть достаточным ли количеством материальная база обеспечена, не где-нибудь там, в сарае, в положенных 6 кв.м на нос», - заявил он в одном из своих комментариев.
Каждый человек имеет право на собственное мнение. Но оно было бы более ценно, будь Р.Алшанов незаинтересованным человеком. Однако он – ректор университета «Туран», годовая стоимость обучения в котором стартует от Т550 тыс.
Что в рейтинге тебе моем?
К тому же, как полагают в ведомстве, влиять на стоимость обучения в том или ином вузе будет его рейтинг. Однако, что такое рейтинг в наших условиях?
Социолог Леонид Гуревич призывает ко всяким рейтингам в сфере образования относиться с известной долей скепсиса.
«Важный критерий, показывающий, какие вузы, при наличии у них гранта, предпочитают студенты, - доля студентов, обучающихся на основе образовательного заказа. Он действительно отражает уровень привлекательности вуза. Однако, по моему мнению, уровень привлекательности вуза находится в весьма сложной взаимосвязи с реальным качеством образования, которое дает этот вуз. «Привлекательность» даже не адекватна «престижности». И элементарное житейское наблюдение, и социологические исследования показывают, что абитуриенты нередко выбирают вуз не по принципу «где лучше учат», а по принципу «где легче учиться», - пишет он, в частности, в исследовании «Нас возвышающий обман», посвященному такому тонкому вопросу, как параметры качества образования.
И потому вслед за ученым, и мы склонны полагать, что градация на «хороший/плохой» вуз в Казахстане надумана. И чем руководствовалось МОН, установившее расходы на обучение студентов в пяти национальных вузах в районе Т635,8 тыс. тенге за учебный год, в других вузах – около Т443,3 тыс., а в Назарбаев Университете – Т7,15 млн (цифры указаны в постановлении правительства РК об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы), непонятно. А руководителям вузов это дает некий аргумент, что дешевле, чем считают в министерстве, учить невозможно даже в региональных и частных лавочках.
Уверенности, что цены на высшее образование пойдут вниз, это не добавляет. И народ в благие намерения почему-то не верит, о чем говорит каждый второй комментарий в соцсетях. Вероятно, сказывается опыт, что в независимом Казахстане ничто никогда не становилось дешевле. Масла в огонь подливают национальные вузы. В частности, стоимость обучения в одном из крупнейших вузов страны - КазНУ им. Аль-Фараби – в 2018 году выросла на 10%. Теперь студентам платных отделений образование в год здесь обойдется от Т974 тыс. до Т1,1 млн.
Е. Сагадиев, комментируя стоимость образования, сказал, что «у нас очень много людей, которые считают, что наше образование слишком дешевое, и не меньше людей, которые считают, что образование слишком дорогое».
Оставим эти слова на совести министра. Обратимся к двум цифрам. Образование в КазНУ, как было приведено чуть выше, стартует от Т974 тыс., а в Варшавском университете, к примеру, - от 2 тыс. евро (по действующему курсу чуть более Т800 тыс.). Казахстанское образование медленно, но верно приближается к заграничному стандарту. Не знаем, как по качеству, но по цене - однозначно.
Ученье и работа - две вещи несовместные?
А на прошлой неделе министр озвучил еще одну новацию - отмену заочного обучения, которая была более дешевой альтернативой дневной форме. Причем он не привел никаких аргументов, чем плох данный вид обучения. На далее, как сегодня начальника «поправил» вице-министр науки и образования РК Асхат Аймагамбетов. По его словам, по действующим законам, студенты-заочники осваивают лишь около 65% от того объема, который осваивают очники по государственному общеобязательному стандарту образования. А это «не есть хорошо», так как и те, и другие получают одинаковые дипломы, и рынок не знает, кто из них получил образование заочно. И добавил, что на смену заочному обучению придет обучение по системе «part-time», но для внедрения необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
Как вывод, вряд ли сии новации увеличат доступ казахстанцев к высшему образованию. Не хочется думать ни про кого плохо, но необразованным народом управлять проще. Да, может быть не каждый хочет и должен иметь высшее образование, но государство должно предоставить эту возможность каждому. Иначе же даже те, кто хочет, выбирают для себя другую родину.
Р.S. И «пять копеек» быть может не совсем по теме, но по поводу…
Раз зашел у нас разговор про качество образования, могу сказать, что автор этих строк 20 лет назад закончил «второсортный» вуз – университет «Семей», да еще и заочно. Надо сказать, что я не был самым примерным студентом, да и по профессии (учитель истории) работать не пошел, но то умение критического мышления, которое привили мне в институте - говорить, размышлять, аргументировать - очень помогает в профессии журналиста, которую я и осваивал, будучи заочником.
В связи с этим хочется еще раз вернуться к работе Л. Гуревича, в которой он утверждает, что причина сложности определения качества образования кроется в уникальной природе образовательных услуг.
«Как нигде, конечный результат здесь в гораздо большей степени зависит от получателя услуги, нежели от ее поставщика», - полагает социолог. Другими словами, было бы желание учиться, да еще чтоб никто его бесконечным реформированием не отбивал.
Источник фото: Tengrinews