Эхо авиакатастрофы Bek Air или что происходит с диайсингом в аэропорту Астаны?

Астана. 18 декабря. КазТАГ – Абыл Кекилбаев, авиационный эксперт. Все крупные аэропорты Центральной Азии находятся в режиме жесткой конкуренции за транзитный трафик, так как прямого пассажиропотока недостаточно для обеспечения прибыльности и окупаемости инвестиций, необходимых для соответствия стандартам безопасности и качества, модернизации и роста. Необходимо отметить, что модернизация нужна всем аэропортам постсоветского пространства, ранее настроенных на совершенно другую систему обслуживания воздушных судов и пассажиров.

Привлекательность аэропорта Астаны для транзитных и иностранных авиакомпаний напрямую зависит от готовности аэропорта к зимнему периоду. Ведь Астана – это вторая самая холодная столица в мире после Улан-Батора.

После начала пандемии COVID-19 в 2020 года менеджмент аэропорта был вынужден полностью поменять свою маркетинговую стратегию и сделать ставку на привлечение транзитных и грузовых рейсов. Стратегия активного маркетинга принесла свои плоды: уже через два года 70% доходов аэропорту приносили именно транзитные рейсы. Их количество выросло до 2 тыс. рейсов в год.

Но это отразило и проблемы технической готовности аэропорта:

- во первых, пришлось повторно сертифицировать аэродром для больших широкофюзеляжных воздушных судов «Е» класса, что удалось сделать не без помощи компании Boeing;

- во-вторых, еще более остро обозначилась необходимость ремонта ИВПП и перрона;

- в-третьих, выяснилось, что аэропорт не готов к противообледенительной обработке («диайсингу») большого количества воздушных судов (ВС) в наших погодных условиях.

Так, например, за зимний период 2021-2022 годов только одной грузовой авиакомпании за диайсинг было выставлено счетов на сумму свыше $6 млн. Естественно, это привело к тому, что данная компания отказалась от выполнения полетов через Астану в зимний период.

Проблема в том, что имеющиеся в наличии противообледенительные машины («диайсеры») были самой простой модификации и не позволяют эффективно расходовать противообледенительную жидкость (ПОЖ), а также проводить обработку при порывах ветра свыше 15 метров в секунду. Из имеющихся семи спецмашин только одна имеет закрытую кабину для оператора.

Авиакомпания Air Astana уже несколько лет самостоятельно приобретает диайсеры и наращивает их количество для обслуживания не только своих ВС, но и «помогает» другим авиакомпаниям при плохой погоде. Специфика астанинских буранов такова, что обильные снегопады сопровождаются ветром, как раз от 15 до 20 метров в секунду. Таким образом, очень часто возникают ситуации, когда диайсеры Air Astana могут проводить противообледенительную обработку ВС, а аэропорт нет. Это приводит к задержкам рейсов, особенно грузовых. Ведь они при плохой погоде обслуживаются в последнюю очередь, а своевременно не проведенный диайсинг приводит к образованию большого слоя снега и льда, что увеличивает расход ПОЖ и время обработки. Так в ноябре 2021 годы три самолета «Аэротранскарго» были вынуждены трое суток ждать противообледенительной обработки. Если бы на тот момент у аэропорта Астаны были современные диайсеры с функцией обдува и закрытыми кабинами, то этого бы не произошло.

В виду специфики и требованиям стандартам аэродромная спецтехника довольно дорого стоит. Так, например новый диайсер стоит от $700 тыс. и выше в зависимости от оснащения опциями и бренда производителя. Поэтому Air Astana и многие аэропорты, где небольшой объем операций покупают бывшую в употреблении (б/у) спецтехнику, но максимального оснащения. Аэропорт Астаны, ввиду требований государственных закупок закупал новые, но самые дешевые модели без опций.

Летом 2022 года после анализа «неудачной» зимы стало ясно, что если не модернизировать парк диайсеров, то Астана станет терять имеющиеся грузовые транзитные рейсы и не сможет привлекать новые грузовые авиакомпании.

Поэтому было принято решение приобрести два новых диайсера с максимальными опциями и эффективным расходом ПОЖ. Правлением на тот момент был выбран компромиссный вариант диайсеров американского производства JBT из-за меньшей стоимости, хотя Североевропейский вариант Elephant был лучше по характеристикам и более предпочитаем авиакомпаниями. Кстати, Air Astana в 2023 году купила две машины именно модели Elephant.

После данного решения правления аэропорт заключает договор на поставку новых двух машин JBT в рассрочку через местную компанию. Однако уже в октябре 2022 года завод-производитель извещает об увеличении сроков изготовления до II квартала 2023 года из-за войны в Украине и срыва поставок комплектующих. На тот момент АТС уже объявила о своем уходе из Астаны на зимний период, и аэропорт активно вел переговоры с новыми авиакомпаниями. Они также ставили одним их основных условий: готовность аэропорта к зимним операциям и снижению расходов на диайсинг. Авиакомпании Air Belgium, Cargolux, Turkish Cargo принимали решение о переводе своих рейсов в Астану и планировали проведение аудитов. Поэтому, несмотря на срыв поставок, нужно было срочно найти диайсеры с необходимыми опциями до этих аудитов.

Учитывая эти факторы, было принято приобрести б/у диайсеры. За это зацепились «недоброжелатели». Они предприняли информационную атаку и критику этого решения со стороны проплаченных блогеров, а затем, вслед за публикациями, направили анонимную жалобу в прокуратуру с подлогом документов, заменив страницы договоров на новые и б\у диайсеры. Под этим давлением, а также в связи с тем, что поставщик не провел качественно предпродажную подготовку, контракт на поставку б\у диайсеров был расторгнут, а поставленные спецмашины оставлены в залог аэропорту до возврата авансового платежа. В настоящее время авансовый платеж за б\у диайсеры полностью возвращен.

Тем не менее, именно благодаря этому расторгнутому контракту и фотографиям поставленных б\у диайсеров с требуемыми характеристиками удалось успешно пройти все запланированные аудиты авиакомпаний. Air Belgium, Cargolux, Turkish Cargo, АТС и One Air решили выполнять рейсы через Астану.

Однако новый министр принял позицию «недоброжелателей» и решил назначить временный менеджмент с их представителем до прихода Terminals Holding. Пришедшие к власти недоброжелатели решили возбудить уголовное дело по факту непоставленных диайсеров и деятельность компании-поставщика была остановлена.

Завод JBT с августа месяца 2023 года уведомляет аэропорт о готовности поставить новые машины согласно первому контракту, взамен прося лишь гарантийное письмо о готовности аэропорта выполнить условие заключенного договора. Новый менеджмент отказывается направлять такое письмо, так как срыв поставки диайсеров позволит дальше проводить уголовное преследование, несмотря на большие финансовые потери для аэропорта и уход клиентов.

Авиакомпании Cargolux, One Air и АТС увидев, что обещанные диайсеры так и не поставлены, уже прекратили выполнение рейсов через Астану (имеется подтверждающая переписка с авиакомпаниями).

Вопрос: кому это выгодно, и чего добивается временный менеджмент? В каком состоянии они передадут аэропорт арабам? А может это умышленный саботаж, для того чтобы для инвестора возникла видимость невыгодности деятельности аэропорта? Ведь за текущий год финансовые показатели аэропорта опять в глубоком минусе, хотя в 2022 году был уверенный рост и получена прибыль.

Остается напомнить, что в ходе расследования крушения авиалайнера авиакомпании Bek Air под Алматы 27 декабря 2019 года, комиссия, перечисляя выявленные нарушения, которые предшествовали авиакатастрофе, указала на ситуацию с некачественной противообледенительной обработкой самолетов, причем, в случае с самолетом Fokker 100 тогда выяснилось, что диайсинг в тот день и вовсе не проводился.

Источник фото: ©Мадина Алимханова.


adimage