К чему приводит крайне запоздалая реакция кабмина на изменения в экономике?

Алматы. 7 ноября. КазТАГ - Сергей Зелепухин. Правительство и парламент в очередной раз демонстрируют запоздалую реакцию на меняющуюся экономическую реальность. Несмотря на то, что тенденция более высокого роста ВВП в этом году, чем ожидалось, обозначилась еще по итогам первого полугодия, только в этом месяце и пока только депутаты нижней палаты парламента приняли поправки в республиканский бюджет 2017-2020 годов.

Напомним, что, по информации статистического комитета министерства национальной экономики (МНЭ) РК, за первые 6 месяцев 2017 года ВВП вырос на 4,2% против 0,1% за аналогичный период 2016-го.

 

В ожиданиях высокого роста

 

Уже тогда столь высокие темпы увеличения этого показателя дали основание министру национальной экономики Тимуру Сулейменову говорить о более высоком экономическом росте в этом году, чем прогнозировало ранее правительство на уровне 2,5%. 

«Исходя из анализа, за последние пять лет порядка 60% ВВП формируется за счет увеличения экономической активности в III и IV кварталах. Так, например, в 2016 году при общем росте ВВП на 1%, в первом полугодии рост составил всего 0,1%, а во втором полугодии он ускорился и составил 1,6% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. Поэтому для сохранения текущей динамики развития экономики с начала текущего года, с учетом сезонных факторов, рост ВВП должен составить не ниже 4,1% в III квартале и 4,3% - в IV квартале», - заявил Т.Сулейменов на заседании кабмина 18 июля.

В связи с этим основной задачей государственных органов и акиматов, по словам министра, должно стать продолжение тесной и скоординированной работы для удержания набранных темпов роста производства.

И надо сказать, что итоги III квартала оказались весьма обнадеживающими. В результате темпы роста ВВП за январь-сентябрь достигли 4,3%. Однако, вопреки этому, ожидания министра нацэкономики оказались менее оптимистичными, чем в июле.

«По итогам 9 месяцев практически во всех сферах социально-экономического развития есть определенные тренды, и это дает нам основания полагать, что рост экономики по итогам года составит не менее 3,4%», - сказал Т. Сулейменов на заседании правительства 17 октября.

При этом он отметил, что основным сдерживающим фактором для более значительного роста ВВП остается высокая база IV квартала 2016 года, когда этот показатель увеличился на 2,5%.

«То есть для того, чтобы поддержать темпы роста, IV квартал у нас должен быть достаточно ударным», - подчеркнул министр.

Однако даже если это произойдет, то вряд ли следует ожидать ударной работы экономического блока правительства. По крайней мере на это указывает очень запоздалая реакция экономических властей и парламента на изменения (причем в положительную сторону) макроэкономических показателей.

Вопреки высокому темпу роста ВВП в первом полугодии и за первые 3 квартала 2017 года, только 1 ноября депутаты мажилиса парламента одобрили правительственный законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О республиканском бюджете на 2017-2020 годы».

В частности, поправки коснулись правительственного прогноза темпов экономического роста в этом году: он был пересмотрен в сторону увеличения с 2,5% до 3,4%, тогда как номинальная величина ВВП теперь ожидается в объеме Т51 трлн 855,3 млрд.

Примечательно, что в последний раз сопоставимые темпы роста казахстанской экономики были зафиксированы 9 лет назад – в кризисный 2008 год. Тогда они составили 3,3%. Так что даже если новый прогноз кабмина о росте ВВП в этом году сбудется, то это вряд ли можно будет считать большим успехом правительства, поскольку в этом случае он все равно окажется несопоставимым с докризисными темпами, которые в среднем составляли около 10% ежегодно.

 

Больше, чем прогнозировалось, но меньше, чем хотелось бы

 

Кроме того, новые ожидания кабмина по экономическому росту не вкладываются в рамки поручения главы государства обеспечить увеличение ВВП на 5%.

«Импортозамещение в ближайшие годы может дать до 5% роста ВВП. Прирост только в приоритетных секторах промышленности, при активных мерах господдержки экспорта, может составить $6 млрд. Это может обеспечить увеличение экспорта в размере до 20% и увеличение ВВП в размере до 5%. Вклад одного Кашагана оценивается на уровне 2-2,5% ВВП в среднесрочной перспективе», - заявил президент РК Нурсултан Назарбаев еще 3 февраля на расширенном заседании правительства.

Впрочем, позже президент несколько скорректировал свои ожидания по темпам экономического роста в этом году, но все равно они остаются выше показателя, заложенного кабмином в новом прогнозе.

«Несмотря на неблагоприятные внешние факторы, в 2017 году мы ожидаем рост ВВП страны в пределах 4%», - сообщил глава государства 16 июня во время своего выступления на Астанинском экономическом форуме.

Но с того времени многое изменилось. На тот момент нефтяные цены находились ближе к отметке $50 за баррель нефти марки Brent. Сейчас же они закрепились выше $60, а рост экономик основных торговых партнеров Казахстана - ЕС, Китая и России - демонстрирует более хорошую динамику, чем ожидалось. Поэтому не исключено, что в этом году темпы роста ВВП Казахстана окажутся выше тех, которые заложены в новом прогнозе правительства.

И вообще, если судить по текущей ситуации, то его (прогноз) вполне можно считать весьма консервативным, что, впрочем, уже стало традиционным явлением при прогнозировании кабмином макроэкономических показателей.

Однако один из главных минусов консервативных прогнозов экономических индикаторов заключается в том, что они, в конечном счете, приводят к искусственному сдерживанию роста благосостояния населения.

Зато чем удобны консервативные прогнозы для правительства, так это тем, что они не требуют серьезных усилий для достижения заложенных в них показателей, а в случае их превышения дают основание чиновникам ставить это себе в заслугу.

Хотя, как это часто бывает, достижение более высоких результатов может быть обусловлено факторами, на которые правительство воздействовать не в силах или имеет на них ограниченное влияние, близкое к нулю.

А все это вкупе с крайне запоздалой реакций правительства на изменения в экономике тормозит социально-экономическое развитие страны и повышает альтернативную стоимость уже достигнутых результатов.


adimage