От учителя до генерального директора: История Нового Казахстана!

Алматы. 30 августа. КазТАГ – 25 августа в Алматы начала работу Августовская конференция «Мегаполис образования: какой должна быть школа будущего». В форуме приняли участие аким Алматы ЕрболатДосаев, министр просвещения Асхат Аймагамбетова, работники сферы образования, зарубежные гости. В своем выступлении аким Алматы ЕрболатДосаев подчеркнул важность развития человеческого капитала и привел в пример самую крупную частную школу в Центральной Азии и Европе (с международным отделением Кембриджа)Tamos Education, которая за несколько десятилетий смогла достичь значимых результатов в сфере школьного образования. Также глава города дал положительную оценку школе Tamos за высокие стандарты качества, постоянное развитие и трансформацию. Наша редакция познакомилась с новым генеральным директором школы. Бауыржан Сериков – новый генеральный директор Tamos Education. В интервью эксперт рассказал о современных тенденциях в педагогике, необходимости учить языки и программирование, а также о важности момента выбора профессии на этапе получения школьного образования.

- Бауыржан Серикович, большое Вам спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы. Насколько нам известно, Вы – один из самых молодых генеральных директоров в истории казахстанского школьного образования. Мы бы хотели поближе познакомить наших читателей с Вами. Поделитесь советом для молодежи, что надо сделать, чтобы достичь значимых результатов в работе?

- Я родом из Восточного Казахстана, Семей. Родина Абая, Мухтара и Шакарима. В 27 лет стал заместителем директора и в 32 директором международной школы и считаю, что между 30 и 40 годами люди находятся как раз в том возрасте, когда есть и опыт, и энергия для воплощения идей в реальность.

В профессиональном плане я вырос во многом благодаря своим коллегам, семье и ученикам, которые меня окружали. Несмотря на свою молодость, уже обладаю определенным опытом. Я был военным, работал в торговой компании. С 2010 года по 2022 год работал в НИШ (Назарбаев Интеллектуальные школы – КазТАГ). Прошел путь от учителя истории, заведующего кафедрой до заместителя директора по научно-методической работе и внешним связям. Я международный эксперт по оцениванию школ. Проходил обучение в Сингапуре, Англии (Кембридж, Сассекс), Вене, в Барселоне. Затем два года обучался на магистратуре, под руководством профессора PhD, мистера Метью Кортни (Новая Зеландия), известного и публикуемого эксперта в области количественных исследований. На данный момент я магистр лидерства в сфере школьного образования.

Советов, как преуспеть в образовании много. Вкратце могу привести в пример школу Илона Маска Ad Astra. Школа, в которой нет оценок и ранжирования по классам. Кроме этого, в школе нет «сухой» теории, она всегда совмещена с практикой. В школе перед детьми ставятся новые вызовы человечества, которые еще никогда не были изучены, и для решения которых необходимо новое мышление, которое ставит под большой вопрос актуальность и эффективность традиционного образования в будущем. Необходимо работать над проблемой мотивации, в этой области очень много исследований. Особенно важна именно мотивация внутренняя.

Как преуспеть в современном образовании? Молодым учителям я бы посоветовал научиться мыслить на английском языке. Для этого необходимо глубоко изучать язык. Второй совет – очень много читать именно профильной литературы на английском. Конечно, будет замечательно читать и художественную литературу – она обогащает язык. Но делать упор стоит на профильную литературу, на self-development, о методике оценивания, о дифференциации учащихся, как разрабатывать уроки/курсы. И третий совет – постоянный рост/развитие, обучение на дополнительных курсах. Сейчас очень много бесплатных ресурсов и курсов на английском языке. Например, такие ресурсы, как Coursera, знаменитый университет Stanford в мире постоянно предлагает открытые курсы, в том числе для учителей. Подходы современного образования изменились, они уже не такие громоздкие. Скорость изменений в экономике, медицине, политике сегодня намного быстрее, чем раньше. Это все отражается на образовании и необходимо успевать за этим.


- Tamos Education – самая крупная частная школа не только в Казахстане, но и в Центральной Азии с международным отделением Кембриджа. В чем заключается секрет успеха Вашей школы?

- Я работаю в ТАМОСе только две недели, и нахожусь на стадии активного изучения самой системы. Но уже могу сказать, что сильной стороной являются традиции ТАМОСа и репутация на рынке. Это направления физмат и лингвистики, а также Кембридж – как лидер на международном рынке. В этой школе также хорошо развита, поддержка одаренных учеников, поддержка ребят-олимпиадников, победителей научных проектов. И еще один секрет – возможности. Они даются для одаренных учащихся в части организации для них дополнительных соревнований: будь-то робототехника или какие-то языковые олимпиады. Но всегда есть, как говориться, room for improvement. Будем развивать дальше то, что имеем и будем внедрять новые подходы.


- Какие у Вас планы по дальнейшему развитию школы Tamos?

- В наших планах довести стандарты преподавания до международного уровня. Этот процесс не быстрый, в лучшем случае может занять от двух до трех лет. Думаю, как раз пригодится мой опыт оценщика Совета Международных школ в Нидерландах, куда входит более тысячи школ по всему миру. Если говорить в целом про дальнейшее развитие Tamos, то считаю, что нужно обратить больше внимания на международные стандарты, на требования в области преподавания, в области оценивания. Мир на месте не стоит, есть новые концепции, новые методики, новые инструменты оценивания, работа с большими данными. Это видение и миссия дальнейшего направления школы. Если говорить о новых направлениях, то считаю, что есть огромный потенциал именно в персонализированном обучении, где каждому ученику будет предоставлена максимальная возможность для полной реализации. Это большая работа с учителями, потому как необходимо отойти от стандартного мышления. Многие привыкли, что есть одна стандартная программа, curriculum, наши четверки-пятерки оценивания советского образца. А международное образование— это больше чем IELTS, SAT или Кембридж экзамен. На самом деле, это полная реализация человека. И я ставлю вопрос так – какой у выпускника есть потенциал? Что он может принести человечеству? В этом плане он должен себя реализовывать. Все развитие должно быть максимально основано на внутренней мотивации, то есть на интересах ученика. Чем он увлекается, что у него лучше получается. Миру сейчас приносят пользу не только физики и математики, и не только ученые, но и люди гуманитарной сферы. Из бизнеса, медицины, IT, арт-дизайна. В этом направлении есть огромнейший потенциал.


Теперь, что касается планов по дальнейшему развитию школы. После окончания первого этапа учебного года (первая четверть, сентябрь-октябрь), мы проанализируем процесс обучения, сделаем выводы, поймем как двигаться дальше. Первая остановка – это максимальное продвижение международных стандартов. Думаю, больше внимания нужно уделить профориентационной работе. Необходимо этот процесс максимально приблизить к индивидуальным особенностям, сильным сторонам каждого ученика.

Наш главный принцип – бездарных учеников не бывает. Миссия нашего педагога – раскрыть ребенка, заставить его поверить в свои силы и эти сильные стороны максимально развить. На основании этих сильных сторон ученик должен сделать один из самых главных выборов в своей жизни – выбрать свою профессию. Все это, конечно, не является чем-то новым. Новое то, что выбор ученика не окончательный. Сейчас изменения в мире настолько быстрые, что нельзя выбрать только одну профессию. Когда есть искусственный интеллект, когда есть программы, которые выполняют простые операции, нужно быть гибкими, нужно адаптироваться, приспосабливаться к этим изменениям.

- Ваше видение будущего выпускника школы Tamos? Какие новые направления школа Tamos будет развивать? Нужна ли профориентация старшеклассникам и что Вы планируете усовершенствовать в данном направлении?

- В моем видении выпускник школы Тамос – это студент, который владеет всеми необходимыми компетенциями и навыками, чтобы поступить в лучшие вузы мира. В моей практике мы готовили учеников, поступивших в топ 26 и 13 университетов мира. Это Карнеги Меллон и Университет Филадельфии. Работы по профориентации очень много. Есть идеи в этом направлении. Например, индивидуализация процесса профориентации.

Выпускник Тамоса — это прежде всего человек, который максимально себя познал, свои сильные стороны. Он с оптимизмом смотрит в свое будущее, сделал уверенный выбор своей профессии и готов к LifeLong Learning, к обучению на протяжении всей жизни.

К примеру, по университетам по профориентации в этом году я планирую построить работу на 100 лучших топовых университетов мира. С сентября начнем двигаться в этом направлении. Это значит, что мы будем ориентировать учащихся и родителей на требования этих вузов. Дальше работать по каждой ситуации. Я вообще приверженец такой поговорки на английском языке, которая гласит, что well done is better than well said, то есть хорошо сделано лучше, чем хорошо сказано. Поэтому сейчас не будем обещать какие-то золотые горы. Будет намного лучше, если уже об успешных результатах мы узнаем к концу учебного года.

- Какие преимущества ученики и родители получают от обучения в школе Tamos?

- Во-первых, это целостность Тамоса. Начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами. Второе преимущество – это трехъязычие, то есть в школе работает и казахское отделение школы, и русское, плюс носители английского языка в Лингво и Кембридж отделениях. Важный момент – дети не могут поговорить с иностранными учителями на казахском и русском языках, так как те не владеют данными языками. Ученик должен знать английский. Это третье преимущество. Наконец, мы предоставляем выбор между физматом, лингвистикой и Кембриджем. И здесь есть выбор в плане цены, то есть подходим достаточно дифференцированно.


- На рынке очень много частных и государственных школ, которые предлагают зарубежные методики и программы обучения? Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по данному поводу. В каком направлении необходимо развивать сферу образования для развития нашего общества?

- На рынке действительно очень много частных школ, работающих по Кембриджской программе и по программе международного бакалавриата. В основном эти программы – чемпионы по миру, самые распространенные. Также есть HighTech, STEM-ориентированные программы. Но лично я считаю, что неважно, какая программа. Можно взять тот же международный бакалавриат, но при этом не раскрыть ребенка. Можно взять обычный ГОСО и дать эллективы определенные, вариативные компоненты, но при этом раскрыть ребенка на все 100%. Все зависит от раскрытия потенциала ребенка. Необходимо развиваться именно в этом направлении.

- На какие факторы и параметры необходимо смотреть родителям при выборе школы для своего ребенка?

- Параметров для родителей на самом деле много. Это безопасность, уровень культуры, научные проекты, олимпийские движения, качественный состав преподавателей, текучесть кадров. Такие факторы можно перечислять и перечислять. Но я бы обратил внимание на один из важнейших – поступление учащихся в университеты. Это основной результат всего процесса, над которым мы работаем.

- Почему и для чего нужно развивать олимпиадное движение в школе? Как Вы стимулируете/поддерживаете талантливых учеников Вашей школы?

- Олимпиадное движение, наряду с научными проектами, необходимо развивать для того, чтобы раскрывать потенциал ребенка. Если брать к примеру персонализированное обучение, то суть его в том, чтобы раскрыть сильные стороны ребенка в определенном предмете. Это может быть математика, естественные науки, языки, гуманитарные предметы и доводить этого ребенка до международного уровня. Зачем это нужно? Это учитывается при поступлении в топовые вузы мира и, в том числе, такая тенденция очень широко поддерживается в Тамосе. Данные ученики получают определенные привилегии, определенные скидки. Можно сказать, что есть однозначная поддержка таких учащихся.

- Система образования нашего государства пережила ряд трансформаций. Все мы являемся свидетелями очень частых изменений в сфере школьного образования. Ваше мнение на этот счет? Что нам необходимо предпринять, чтобы усовершенствовать систему школьного образования?

- Отвечая на последний вопрос, скажу, что изменения в сфере школьного образования происходят не только у нас в Казахстане, но и во многих других странах. Нет такой страны, где образование не менялось бы в последние 10-15 лет. Почему это происходит?

Если нет хороших инвестиций, а хорошие инвестиции приходят из экономики, то и образование страдает. Связано это с частыми изменениями в экономике, с ее глобализацией.


Чтобы усовершенствовать систему школьного образования, нам нужно сделать ее более гибкой и менее громоздкой. Неповоротливые государственные стандарты со временем будут с трудом приспосабливаться к резким и быстрым изменениям. Нужно в определенной степени оптимизировать ту или иную систему, сделать ее более гибкой для глобальных изменений. Лично я выход вижу в более персонализированном обучении. Сейчас набирают обороты образование онлайн, сертификации онлайн, краткосрочные курсы в определенных специальностях. Нет необходимости учиться четыре года на бакалавра, затем еще два года на мастера, еще пять лет на PhD. Этого уже не нужно делать. К примеру, рынок IT сейчас очень гибкий, очень быстрый. Даже не обязательно заканчивать университет, чтобы стать хорошим специалистом. Не только IT, но и дизайн, технологии, STEM. Но в то же время, такие сферы, как медицина или педагогика – с этим нужно быть осторожнее. Здесь нельзя подготовить специалиста за три месяца онлайн-курсов. Это может привести к пагубным последствиям. Поэтому определенные сферы в части подготовки специалистов останутся долгосрочными. В них не будет каких-то больших изменений.


- Благодарим Вас за интервью!

Источник фото: Tamos Education


adimage