КазТАГ
Казахское телеграфное
агентство

Астана, 0:02 | 28 апреля

При расследовании крушения самолета Bek Air скрывались важные факты – родственники пилота (видео)

Дата: 12:25, 10-04-2021.

Алматы. 10 апреля. КазТАГ – Мадина Алимханова. При расследовании крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air скрывали важные факты, считают родственники погибшего пилота Марата Муратбаева.

«Недавно нам стали известны страшные факты и доказательства, которые объясняют поведение Foker100 на взлете и обоснованность принятого пилотами решения о прерывании взлета. Мы хотим их донести до вас. Общеизвестно, что в то утро из пяти самолетов, обработанных перед вылетом из Алматы противообледенительными жидкостями, только Fokker-100 обработали стабилизатор жидкостью под названием Defrost, для остальных четырех самолетов применялась другая жидкость, остальные рейсы вылетели без обработки», - сказала вдова пилота Айткуль Муратбаева в видеообращении к первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и действующему президенту Касым-Жомарту Токаеву.

По ее словам, из-за низкой эффективности авиационные власти России запретили использование жидкости Defrost. По документам, на обработку стабилизатора Fokker 100 было израсходовано в три раза больше жидкости, чем того требовала инструкция. Однако экспертиза никаких следов Defrost на стабилизаторе не обнаружила.

Как подчеркивается в обращении, пилоты приняли единственно правильное решение – прекратить взлет и все бы закончилось хорошо, если бы самолет не столкнулся с незаконно построенным двухэтажным домом.

В связи с этим родственники Муратбаева, родные погибших и пострадавших, бывшие сотрудники авиакомпании Bek Air потребовали провести «справедливого расследования, объективного разбирательства и принятия мер, чтобы такая катастрофа не повторилась в будущем». По их мнению, необходимо не только выяснить, как и чем обрабатывался стабилизатор самолета, но и привлечь к ответственности всех чиновников, допустивших строительство в непосредственной близости от взлетной полосы международного аэропорта Алматы.

Напомним, 27 декабря 2019 года в 7.22 самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, летевший из Алматы в Нур-Султан (рейс №Z2100), при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением.

Самолет дважды задел хвостовой частью взлетную полосу. Всего на борту было 93 пассажира, среди них три младенца, пятеро – члены экипажа. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в числе которых – журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров. Также тогда погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января 2020 года умер второй пилот – Миржан Мулдакулов. В результате проверок, начатых после авиакатастрофы, многочисленные нарушения нашли как в авиакомпании Bek Air, так и в сфере земельных отношений на прилегающей к аэропорту Алматы территории. Основной версией причины крушения самолета названо обледенение.

27 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе совещания с премьер-министром Аскаром Маминым, генеральным прокурором Гизатом Нурдаулетовым, министром внутренних дел Ерланом Туругмбаевым и министром здравоохранения Елжаном Биртановым о ситуации по авиакатастрофе и принимаемых мерах дал поручение Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости от границы международного аэропорта Алматы.

28 декабря известный казахстанский юрист Бакытжан Базарбек сообщил, что земельные участки площадью в 150 га в районе между селами Гульдала и Альмерек Талгарского района, где произошло крушение самолета, были землями сельскохозяйственного назначения и находились в частной собственности женщины по имени Б. Он уточнил, что земля близко расположена к взлетно-посадочной полосе (всего 300-400 м, на запретной 3 км. зоне), и на ней запрещается не только строительство жилых строений, но и в связи с орошаемостью – занятие некоторыми видами сельскохозяйственной деятельности, связанными с животноводством, так как это может привлекать птиц, которые могут оказаться помехой для самолетов. Юрист рассказал о многочисленных махинациях, в которых фигурируют и местные чиновники. В интервью агентству КазТАГ он сообщил, что на него после публикации постов о махинациях начало оказываться давление.

10 января 2020 года МИА КазТАГ со ссылкой на пресс-службу управления земельных отношений Алматинской области сообщило, что законность возведения дома у аэропорта Алматы изучит рабочая группа в регионе.

16 января выяснилось, что строительство дома у аэропорта Алматы, в который врезался самолет Bek Air, не согласовывали с отделом архитектуры и градостроительства Талгарского района.

2 апреля в антикоррупционной службе сообщили, что бывших акимов и ряд чиновников подозревают в махинациях с землей близ аэропорта Алматы.

24 июня стало известно, что в Талгаре начался суд по делу о махинациях с землей в районе крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air под Алматы.

3 августа в суде по делу о продаже земельных участков у аэропорта Алматы адвокаты заявили отвод всему составу суда. Адвокаты тогда заявили о давлении на риелтора Нурайым Алданиш за то, что она не признает вину. В числе нарушений, на которые указывает ее защита, также то, что ей даже не дали ознакомиться с материалами дела, по которому ее подвергли уголовному преследованию. Ранее на ситуацию вокруг ее уголовного преследования обратили внимание в мажилисе – так, депутат Дания Еспаева, в частности, приводя случай Алданиш в качестве примера, заявила, что арест как меру пресечения в Казахстане используют для психологического давления. Так, 28 января стало известно, что в Талгарском районном суде на процессе Алданиш стало плохо, но судья запрещал вызывать ей скорую помощь.

Источник фото: Фото из открытых источников