Атамкулов о платных дорогах: Кабмин исполняет принятое в 2012 году решение Назарбаева

Дата: 14:45, 19-06-2021.

Астана. 19 июня. КазТАГ – В случае с введением в Казахстане платных дорог правительство исполняет решения, утвержденные еще в 2012 году первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов.

«На основании рекомендации банка (Всемирного банка реконструкции и развития – КазТАГ) по итогам заседания государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан от 18 мая 2012 года под председательством первого президента Республики Казахстан принято решение о реформировании автодорожной отрасли. В рамках исполнения данного решения правительством РК поддержано создание Национального оператора и в 2013 году внесены соответствующие поправки в законодательные акты», - сообщил Атамкулов, отвечая на запрос группы депутатов мажилиса от фракции «Ақ Жол».

По его словам, «по мере экономического роста Казахстана появилась необходимость интегрирования отечественных международных коридоров в мировую транспортную систему».

«Начиная с 2001 года, объявленного первым президентом Республики Казахстан Назарбаевым «Годом дорог», особое внимание уделяется модернизации автомобильных дорог. При реализации поставленных задач, ранее существовавшая система управления отрасли, по оценке Всемирного банка реконструкции и развития, показала себя не эффективной. На примере мирового опыта банком предложено разделить функции заказчика и контроля качества путем создания единого оператора по управлению автодорогами», - пояснил глава МИИР.

По словам министра, «создание Национального оператора позволило избавить государство от несвойственных ему хозяйственных функций».

«При этом за уполномоченным органом оставлены функции по стратегическому планированию, нормативному и научному обеспечению, организации экспертизы качества работ. Национальному оператору в лице АО «НК «ҚазАвтоЖол» переданы функции по организации строительства, реконструкции, капитального, среднего, текущего ремонта и содержания автодорог республиканского значения на основании государственного задания, развитие придорожного сервиса, а также внедрение платных автомобильных дорог. АО «НК «ҚазАвтоЖол» проводит организационные работы по управлению автодорогами и не занимается дорожно-строительными работами», - сообщил глава мининдустрии.

Данные работы, отметил он, находятся в конкурентной среде.

«Для нормативного содержания реконструируемых автодорог внедряется платность, которая позволит в полной мере покрыть затраты на содержание и тем самым, снизит нагрузку на республиканский бюджет. Взимание платы за проезд вводятся только на участках отвечающих современным требованиям безопасности и комфортных условиям проезда автотранспортных средств. При этом решение об использовании автодорог на платной основе и утверждение тарифов за проезд, согласно законодательству, принимается уполномоченным органом по автомобильным дорогам, в лице министерства», - уточнил глава МИИР.

Так, первое решение о введении платности на автодороге «Нур-Султан–Щучинск», проинформировал он, принято постановлением правительства от 30 марта 2013 года №429, с утверждением тарифов за проезд по платной дороге, для легкового автотранспорта – Т1 за 1 км, для грузовых автомобилей – от Т5 до Т25 за 1 км, в зависимости от грузоподъемности.

«В 2019 году введены еще три платных участка, «Нур-Султан-Темиртау», «Алматы-Хоргос» и «Алматы-Капшагай». При этом ставки сбора на данных участках остались на уровне принятых тарифов в 2013 году. В настоящее время общая протяженность платных участков составляет 682 км. По всем четырем платным участкам в 2020 году собрано Т5,7 млрд, которые полностью покрывают затраты на их содержание. На сегодняшний день протяженность автодорог общего пользования составляет порядка 96 тыс. км, из них, согласно государственной программе инфраструктурного развития «Нурлы жол», до 2025 года доля платных самоокупаемых автодорог должна составить 11,5%», - уверяет Атамкулов.

Напомним, 30 мая дальнобойщики во многих регионах Казахстана начали акции протеста против платных дорог. По мнению водителей фур, качество казахстанских дорог не соответствует тому, чтобы платить за проезд по ним. На фоне протестов в АО «НК «КазАвтоЖол» пообещали рассмотреть предложения дальнобойщиков. 2 июня ситуацию прокомментировали в мажилисе – так, по мнению депутатов, повышение тарифа на платных трассах вызовет рост цен на продукты и товары, и указали на справедливость претензий водителей. В этот же день министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заявил о том, что в Казахстане не планируется отказываться от планов взимать плату за проезд на ряде участков республиканских трасс. По его утверждению, с момента утверждения в 2013 году действующих тарифов за проезд на платных автодорогах прошло несколько девальваций и тарифы достаточно комфортны.

Указанным событиям предшествовала информация «ҚазАвтоЖола», который 20 мая заявил о том, что с июня в Казахстане станут платными почти 20 участков республиканских трасс общей протяженностью почти 6 тыс. км. Это участки: Шымкент-граница Узбекистана, Уральск-граница РФ (Саратов), Уральск-граница РФ (Самара), граница РФ (Оренбург)-Актобе, Щучинск-Петропавловск, Шымкент-Кызылорда, Шымкент-Тараз, Тараз-Кайнар, Капшагай-Талдыкорган, Карабутак-Кызылорда, Ақтобе-Уральск, Атырау- Бейнеу-граница Узбекистана, Актау-Бейнеу, Костанай-граница РФ (Троицк), Нур-Султан-Костанай, Павлодар-граница РФ (Омск), Нур-Султан-Павлодар, Павлодар-Семей-Калбатау.

9 июня «ҚазАвтоЖол» после протестов дальнобойщиков озвучил новые планы по взиманию платы за проезд по дорогам Казахстана – на этот раз в нацкомпании заявили не о 20, а о пяти платных участках, которые хотят ввести в 2021 году. В тот же день в МИИР заявили о том, что за январь-май с платных дорог Казахстана собрано Т2,3 млрд.

Источник фото: Фото из открытых источников


Поделиться новостью: