АЗС держат дизтопливо на нефтебазах и создают тем самым дефицит в Казахстане – КМГ

Астана. 8 апреля. КазТАГ – Автозаправочные станции держат дизельное топливо на нефтебазах и создают тем самым дефицит в Казахстане, считает председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев.

«Дефицит, который возник в последние дни, связан с тем, что владельцы АЗС держат топливо на нефтебазах в ожидании предстоящего сокращения диспаритета цен. На частных нефтебазах удерживается 73% от имеющегося в наличии объема дизтоплива по стране», – заявил председатель «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев на заседании Координационного центра под председательством первого заместителя премьер-министра РК Романа Скляра.

Согласно данным нового министра энергетики Алмасадама Саткалиева, совокупные запасы дизельного топлива в республике составляют 309 тыс. тонн. В апреле ожидается производство еще 441 тыс. тонн. Общий объем дизеля в текущем месяце составит порядка 750 тыс. тонн, а прогнозное потребление – около 510 тыс. тонн с учетом нужд сельхозпроизводителей и КТЖ.

На 7 апреля дизельное топливо отсутствовало на 415 АЗС, что составляет порядка 13% от общего количества – 3 163 объекта.

«За прошедшую неделю было проанализировано более 3 тыс. заправочных станций, особое внимание при этом уделено объектам, где имеются остатки топлива, но при этом снижается реализация. То есть отмечаются признаки ограничения продажи. Всего по стране выявили 152 такие АЗС. По всем фактам принимаются меры реагирования», – сообщил вице-министр финансов Ержан Биржанов.

Скляр попросил КГД, АФМ и АЗРК усилить контроль на АЗС.

«Спекуляции с ГСМ и «придерживание» топлива на нефтебазах категорически недопустимы, так как это напрямую влияет на энергетическую безопасность страны. Коллег из КГД, АФМ и АЗРК прошу усилить контроль за ситуацией на АЗС. При выявлении фактов неотпуска ГСМ при его наличии – не «церемониться» и наказывать по всей строгости закона. «КазМунайГазу» и КТЖ необходимо обеспечить своевременную и полноценную отгрузку и доставку с заводов заявленных объемов ГСМ, в особенности дизельного топлива», — сказал он.

Напомним, КазТАГ первым из СМИ обратил внимание на тревожные тенденции на рынке ГСМ Казахстана. Еще 9 марта редакция проинформировала, что ряд АЗС в Алматы стал продавать дизтопливо по талонам. 3 апреля КазТАГ вновь обратил внимание на проблему, сообщив о дефиците дизтоплива в Алматы – позже в ответ на указанную информацию министерство энергетики даже привело данные о том, что дизтопливо отсутствует якобы лишь на шести АЗС города из 215. Как известно, уже через два дня ситуацию с дефицитом признали официально и в акимате Алматы заявили, что стабилизация ситуации с дизельным топливом в городе ожидается после возобновления работы ШНПЗ.

Отметим, что в последние дни марта на фоне ситуации с дефицитом появились опасения касательно вероятности повышения цен на ГСМ, но минэнерго 30 марта поспешило опровергнуть информацию о предстоящем повышении стоимости топлива, однако уже через четыре дня занимавший на тот момент пост ИО министра энергетики Болат Акчулаков по сути опроверг сам себя, заявив, что предельные цены на бензин и дизельное топливо повысят в Казахстане. Более того, днем позже стало известно, что и предельные цены на автогаз готовятся повысить в Алматы и четырех областях страны. Кроме того, минэнерго прогнозируют дефицит до 850 тыс. тонн дизтоплива в 2023 году. 5 апреля минфин сообщил, что около 100 фактов вывоза бензина и дизельного топлива выявили на таможне в Туркестанской области, а 7 апреля стало известно о том, что с начала года было пресечено около 300 таких случаев на границе Казахстана.

Вечером 6 апреля в минэнерго заявили, что будут приняты меры по комиссионному обследованию региональных нефтебаз в целях недопущения создания искусственного дефицита ГСМ.

Из-за дефицита на Шымкентском НПЗ был досрочно завершен ремонт, завод приступил к выпуску продукции для внутреннего рынка.

Источник фото: pixabay.com


adimage