А в КГА знали, что у FlyArystan нет юрлица и нет сертификата эксплуатанта?

Астана. 14 июля. КазТАГ – Абыл Кекилбаев, авиационный эксперт. Необходимо сначала ответить на вопрос: когда и кто ввел в заблуждение общество и почему низкобюджетная авиакомпания FlyArystan – это всего лишь подразделение в структуре группы Air Astana?

Хотелось бы отметить, что все эти вопросы уже неоднократно поднимались на различных экспертных площадках. К сожалению, лобби или желание акционеров по быстрее вывести на IPO авиакомпанию до сих пор вынуждают идти на поводу у группы Air Astana.

После неоднократных поручений главы государства вопросов к деятельности авиакомпании действительно стало больше, но ответов на них как не было, так и нет. В стране ведь существует уполномоченный орган в области гражданской авиации (КГА в структуре МИИР РК), который после многочисленных реформ в отрасли практически ни за что не несет ответственность. При этом с их подачи, но, надеюсь, не сознательно, сформировали мнение у простых пассажиров, что на рынке появился новый авиаперевозчик. Да такой, что будет осуществлять полеты по низкобюджетной модели, да еще и имя ему будет FlyArystan.

Начну по порядку.

В соответствии законом «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» от 15 июля 2010 года №339-IV авиакомпанией считается юридическое лицо, имеющее сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов. Так вот ни первого, ни второго у FlyArystan нет. Так, что нет аваикомпании FlyArystan. Это всего лишь «низкобюджетное» подразделение Air Astana. И да – низкобюджетное в «кавычках».

При создании подразделения FlyArystan в материнской авиакомпании Air Astana не скрывали, что это часть их авиакомпании. Однако где-то что-то пошло не так, но кто-то не растерялся, кое-что сделал, и что-то пошло «так». Боюсь, что намеренно, а может, и нет, в уполномоченном органе все напутали. Радужные отчеты и многочисленные пресс релизы блестят красивыми цифрами и сногсшибательными комментариями об открытии новых маршрутов. Вот только понадобилось вмешательство АЗРК, чтобы этот миф разрушить. После неоднократных взбучек от главы государства хватило и компетенций, и желания внести порядок. По всей видимости, от КГА уже перестали ожидать каких либо результатов. К сожалению, в руководстве отрасли не всегда могут отличить белое от черного.

Действительно, группа Air Astana доминирует на внутреннем рынке авиаперевозок. По итогам 2022 года на долю группы Air Astana приходится 71% рынка внутренних авиаперевозок. Было бы смешно, если бы не было так грустно. При росте общего количества перевезенных пассажиров на 11% в сравнении с 2021 годом прибыль после уплаты налогов увеличилась на 117% по сравнению годом ранее и составила $78,41 млн.

Про тарифы и динамическое ценообразование в группе Air Astana говорил даже глава государства, но воз и ныне там. Радует одно, АЗРК смогло выяснить то, что не входит в компетенцию КГА.

«Так, установлены случаи, когда в период повышенного спроса наибольший объем (90%) билетов реализовывается по высоким тарифам», - обратили внимание в АЗРК.

Кроме того, с подачи юристов авиакомпании, комитетом гражданской авиации была проведена работа по отмене обязательной нормы бесплатного провоза багажа до 20 кг. В этом году осуществляется внедрение процедуры самообслуживания при регистрации на рейсы, так называемая услуга iJan и по сути новый источник доходов: за ее использование будет взиматься плата. За узаконенный черный список авиакомпаний тоже, наверное, надо поблагодарить юристов группы.

Чуть не забыл про обеспечение авиатопливом. Стоимость топлива для Air Astana? Я этот вопрос лично задавал руководителю группы Air Astana. Так вот, если я не напутал ничего в финансовой отчетности группы Air Astana за 2022 год, то вот они. В 2022 году группа использовала примерно 319 930 тонн авиатоплива (страница 68 финтчетности) и затратила Т107 млрд в 2022 году (страница 134 финтчетности). Средняя цена получается Т334 450. По словам Фостера (Питера, президента авиакомпании – КазТАГ), AirAstana платит в Казахстане примерно $660 за 1 тонну авиакеросина, и $700 в среднем по системе. Группа закупает авиатопливо как у местных, так и у международных поставщиков, при этом доля местных закупок составляет около 74% от всего объема(страница 68 финтчетности). И вот, что АЗРК пишет про возможное скрытое субсидирование авиатоплива для группы Air Astana: «При этом, министерством энергетики совместно министерством индустрии и инфраструктурного развития в целях исключения посреднических услуг и обеспечения бесперебойных поставок авиатоплива распределяются объемы произведенного авиатоплива напрямую авиакомпаниям». При этом цены на авиакеросин в этом году снизились в Европейском регионе и СНГ на 28,1% в сравнении с прошлым годом (смотрите таблицу). И как это можно назвать, если не поддержкой от государства?

   


 Напрашивается вопрос - а зачем нам такая важная птица (КГА), которая в известной поговорке мух не ловит? А царь то ненастоящий.

От КазТАГ: При обсуждении своей точки зрения с редакцией авиаэксперт Абыл Кекилбаев обратил внимание на тот факт, что если поднять отчеты комитета гражданской авиации, то обнаружится, что данное ведомство регулярно предоставляло раздельно статистику по Air Astana и FlyArystan, тем самым подчеркивая, что лоукостер – это отдельная компания. Фактически же КГА, получается, просто озвучивал пресс-релизы, соответствующие интересам Air Astana.

«Пролоббировав все «хотелки», начиная с платных услуг, «черных списков», заканчивая введением общественных слушаний по тарифам аэропортов (под видом лоукостера выбивают скидки у аэропортов), как социально значимых, группе Air Astana руками чиновников создали весьма благоприятные условия. Ситуация складывается такая, что АЗРК проводит анализ, пытается как-то регулировать и давать предложения по развитию рынка, хотя это не входит в его компетенцию, а МИИР и тем более КГА никакой позиции не имеют. Хотя законом определено, что именно они реализуют госполитику в области гражданской авиации с целью ее устойчивого развития», - прокомментировал Кекилбаев.

Напомним, 13 июля при изучении отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2022 год, представленного агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК), выяснилось, что «авиакомпании» FlyArystan не существует как отдельного юридического лица, более того – так называемый «лоукостер» не имеет сертификата эксплуатанта гражданских самолетов, и даже финансовая отчетность у «авиаперевозчика», как оказалось, одна на двоих с авиакомпанией Air Astana. Также в агентстве сообщили, что Air Astana обещала снизить цены, а на деле по основным направлениям они выросли на 45-49%.

Источник фото: sletaem.kz


adimage