Факт: FlyArystan нет как юрлица и у него нет сертификата эксплуатанта гражданских самолетов

Астана. 13 июля. КазТАГ – «Авиакомпании» FlyArystan, как выяснилось, не существует как отдельного юридического лица, более того – так называемый «лоукостер» не имеет сертификата эксплуатанта гражданских самолетов, и даже финансовая отчетность у «авиаперевозчика», как оказалось, одна на двоих с авиакомпанией Air Astana, следует из отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2022 год, представленного агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК).

«В 2018 году АО «AirAstana» создала подразделение FlyArystan в качестве лоукостера. До настоящего времени FlyArystan не выделена в качестве отдельного юридического лица и не имеет сертификата эксплуатанта гражданских воздушных судов. FlyArystan функционирует в структуре АО «AirAstana» и при этом не ведет раздельный учет расходной и доходной части, и соответственно отсутствует прозрачность в деятельности авиакомпании и ее подразделения, в том числе по вопросам ценообразования», - говорится в отчете.

Анализ рынка регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом проведен по итогам мониторинга цен и установленных признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции.

«Внутренние авиаперевозки выполняются по более чем40 маршрутам. Регулярные коммерческие перевозки выполняют три авиакомпании, при этом основную долю занимают АО «AirAstana» и FlyArystan, АО «Qazaq Air», АО «SCAT», - уточнили в агентстве.

По данным АЗРК:

- АО «Эйр Астана»: доля участия государства 51% (АО «ФНБ «Самрук-Казына»), 49 % акций компании принадлежит BAE Systems PLC (Великобритания);

- Акционерами АО «SCAT» являются Денисов В.И. (57%) и Сытник В.А. (43%). АО «SCAT» владеет двумя дочерними авиакомпаниями: «Южное Небо» и «Sunday Airlines» (перевозки пассажиров по чартерным направлениям);

- АО «Qazaq Air»: 100% акций принадлежит АО «ФНБ «Самрук-Казына».

«Международные авиамаршруты для осуществления регулярных коммерческих воздушных перевозок определяются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Вместе с тем, в силу различных условий доступа на рынок, квалификационных требований, нормативного регулирования для авиакомпаний, внутренние и международные воздушные перевозки, не могут рассматриваться как один товарный рынок. Услуги пассажирских авиаперевозок регулярными (внутренними) регламентируются законом «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» и соответствующими подзаконными актами», - сказано в документе.

Итоги анализа, а также расчет коэффициента и индекса рыночной концентрации показали, что рынок услуг пассажирских авиаперевозок регулярными (внутренними) рейсами за анализируемый период относится к первому типу рынка – высококонцентрированному с недостаточно развитой конкуренцией.

«Как указано выше, на данном рынке основную долю занимают АО «AirAstana» и FlyArystan, АО «Qazaq Air», АО «SCAT», при этом 2 компании принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». В свою очередь, FlyArystan является подразделением АО «AirAstana» (51% акций АО «ФНБ Самрук Казына»), создавался по системе лоукостер, осуществляет регулярные перевозки, не будучи при этом юридическим лицом», - указали в ведомстве.

Таким образом, в агентстве полагают, что «присутствие авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных инвестиций, что в целом негативно влияет на конкуренцию».

«30 декабря 2015 года принято постановление правительства «О некоторых вопросах приватизации на 2016 - 2020 годы», в котором запланирована в приоритетном порядке реализация авиакомпанийАО «Qazaq Air» и АО «AirAstana». Вместе с тем, данные авиакомпании не были реализованы, в связи с чем были включены в Комплексный план приватизации на 2021-2025 годы, утвержденный постановлением правительства от 29 декабря 2020 года №908, при этом, срок реализации авиакомпаний переносился по причине пандемии также и в рамках данного комплексного плана», - отметили в АЗРК.

Ранее КазТАГ приводил данные из отчета о том, что оптовый рынок бензина, дизельного топлива и авиакеросина в Казахстане монополизировали две компании – ТОО «Petrosun» и АО «НК КазМунайГаз». Также из отчета следует, что действия министерства энергетики по ограничению цен на реализацию нефтепродуктов негативно повлияли на ситуацию с дизельным топливом в Казахстане. Кроме того, выяснилось, что прежние посредники по ГСМ в структуре контрагентов компании Petrosun после выкупа государством ее доли никуда не ушли, а нацкомпания «КазМунайГаз» продолжает торговать с неэффективными АЗС. Вместе с тем, стало известно, что пострадавшими от дифференциации цен на автомобильное топливо оказались казахстанские льготники. Помимо этого, из отчета следует, что НПЗ Казахстана завышали и продолжают завышать цены вопреки предупреждениям АЗРК. Также стало известно, что почти Т2 трлн вложило государство за пять лет в регулярно ломающиеся Атырауский НПЗ и Павлодарский нефтехимический завод.

Из отчета также следует, что подконтрольные олигархам энергопроизводящие организации отказывают предприятиям пищевой промышленности Казахстана в поставках электричества по формальным причинам. Помимо этого, выяснилось, что уголовное дело, возбужденное в 2022 году против топ-менеджеров АО «Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», АО «Самрук-Энерго» и АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) расследуют до сих пор.

Согласно тому же отчету, уголь для населения Казахстана продолжает дорожать в среднем на 40-45% из-за непродуктивных посредников.

Также примечательна информация о том, что министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности не учло мнение АЗРК касательно рисков из-за монополизации сетей 5G подконтрольными «Казахтелекому» структурами, в итоге, опасения антимонополистов подтвердились. Вместе с тем, выяснилось, что и процесс демонополизации компании «Казахтелеком» застопорился.

Кроме того, из отчета следует, что АО «Казтелерадио» попало под следствие.

Источник фото: Фото из открытых источников.


adimage