АЗРК: Air Astana обещала снизить цены, а на деле по основным направлениям рост на 45-49%

Астана. 13 июля. КазТАГ – Авиакомпания Air Astana обещала снизить цены, а на деле по основным направлениям они выросли на 45-49%, следует из отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2022 год, представленного агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК).

«АО «Air Astana» в 2021 году принята декларация о транспарентности со следующими обязательными условиями: 1) снижение максимальных цен на 10% на внутренние маршруты, с сохранением стабильных цен до 1 мая 2022 года; 2) реализация не менее 70% билетов по ценам ниже средних; 3) возможность выбора тарифной группы без багажа. В 2022 году после истечения сроков, предусмотренных в декларации, по итогам проведенного мониторинга наблюдается повышение цен. Мониторинг цен проведен по 43 направлениям, осуществляемым авиакомпаниями. Так, к примеру, по основным направлениям показал следующее (по сравнению с I кварталом 2021 и I кварталом 2022 года): Алматы – Астана – Алматы рост составил 45%; Шымкент – Астана – Шымкент рост составил 49%; Шымкент – Алматы – Шымкент рост составил 48%», - говорится в отчете,

При этом, с учетом увеличения пассажирооборота, «применение авиакомпаниями динамического ценообразования в условиях дуопольной структуры рынка предоставляет возможность максимизации дохода».

«В октябре 2015 года был выведен из сферы государственного регулирования рынок пассажирских авиаперевозок во внутреннем сообщении. В настоящее время цены на билеты авиакомпаний Республики Казахстан формируются на основе рыночных механизмов ценообразования исходя из спроса и данных о пользователе, то сть используется динамическое ценообразование, при котором цены могут остаться на прежнем уровне, повышаться и снижаться в зависимости от спроса, заблаговременности покупки авиабилета, дня недели выполнения рейса, времени вылета рейса и так далее. Цены на авиаперевозки формируются в зависимости от уровня загрузки, в связи с чем, на одном рейсе возможны минимальные и максимальные тарифы на одного взрослого пассажира в зависимости от класса, направления и условий приобретения (дата приобретения, наличие ограничений по возврату и перебронированию и другим)», - пояснили в ведомстве.

Как отмечается, приобретение авиабилетов по более низкой цене возможно в случаях заблаговременного приобретения, приобретения билета в оба конца, принятия ограничений по рейсам, возврату и перебронированию.

«Согласно принципу «динамического ценообразования» цены на авиабилеты должны формироваться с учетом динамики продаж, исторических данных о рейсах, ценах, уровне спроса, цен других перевозчиков и только при условиях имеющейся конкуренции. Система динамического ценообразования отдельных авиакомпаний в период повышенного спроса блокирует реализацию свободных мест по более дешевым тарифам в пользу билетов с более высоким уровнем тарифа. Так, установлены случаи, когда в период повышенного спроса наибольший объем (90%) билетов реализовывается по высоким тарифам», - обратили внимание в АЗРК.

По данным ведомства, в структуре себестоимости авиабилета одной из основных затрат является топливо, изменение уровня которых существенно влияет на конечную стоимость авиабилета для пассажиров.

«По данным министерства энергетики максимальный объем производства отечественного авиатоплива составляет порядка 650 тыс. тонн в год. При этом, потребление авиатоплива составляет отечественными компаниями с учетом роста перевозок уже свыше миллиона тонн в год. Соответственно, наблюдается дефицит производства авиатоплива. На сегодня, в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Закона «Об использовании воздушного пространства» авиакомпаниями с государственным участием с целью компенсации роста затрат на авиационное топливо в период действия тарифа на перевозку пассажиров, при расчете которого данный рост учесть не представляется возможным, взимается топливный сбор», - сказано в документе.

Отмечается, что «данная норма вводилась в период регулирования цен на авиабилеты, с целью нивелирования постоянно меняющихся цен на авиатопливо».

«При этом, министерством энергетики совместно министерством индустрии и инфраструктурного развития в целях исключения посреднических услуг и обеспечения бесперебойных поставок авиатоплива распределяются объемы произведенного авиатоплива напрямую авиакомпаниям. Волатильность ценна авиатопливо ТОО «Petrosun» в 2020 году составила около 30% (средневзвешенная цена ТОО «Petrosun» в январе – Т222 975,77, в декабре Т160 тыс.), при этом, размер топливного сбора авиакомпаниями не пересматривается», - отметили в АЗРК.

Ранее КазТАГ приводил данные из отчета о том, что оптовый рынок бензина, дизельного топлива и авиакеросина в Казахстане монополизировали две компании – ТОО «Petrosun» и АО «НК КазМунайГаз». Также из отчета следует, что действия министерства энергетики по ограничению цен на реализацию нефтепродуктов негативно повлияли на ситуацию с дизельным топливом в Казахстане. Кроме того, выяснилось, что прежние посредники по ГСМ в структуре контрагентов компании Petrosun после выкупа государством ее доли никуда не ушли, а нацкомпания «КазМунайГаз» продолжает торговать с неэффективными АЗС. Вместе с тем, стало известно, что пострадавшими от дифференциации цен на автомобильное топливо оказались казахстанские льготники. Помимо этого, из отчета следует, что НПЗ Казахстана завышали и продолжают завышать цены вопреки предупреждениям АЗРК. Также стало известно, что почти Т2 трлн вложило государство за пять лет в регулярно ломающиеся Атырауский НПЗ и Павлодарский нефтехимический завод.

Из отчета также следует, что подконтрольные олигархам энергопроизводящие организации отказывают предприятиям пищевой промышленности Казахстана в поставках электричества по формальным причинам. Помимо этого, выяснилось, что уголовное дело, возбужденное в 2022 году против топ-менеджеров АО «Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», АО «Самрук-Энерго» и АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) расследуют до сих пор.

Согласно тому же отчету, уголь для населения Казахстана продолжает дорожать в среднем на 40-45% из-за непродуктивных посредников.

Также примечательна информация о том, что министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности не учло мнение АЗРК касательно рисков из-за монополизации сетей 5G подконтрольными «Казахтелекому» структурами, в итоге, опасения антимонополистов подтвердились. Вместе с тем, выяснилось, что и процесс демонополизации компании «Казахтелеком» застопорился.

Кроме того, из отчета следует, что АО «Казтелерадио» попало под следствие.

Еще из интересного в отчете то, что «авиакомпании» FlyArystan, как выяснилось, не существует как отдельного юридического лица, более того – так называемый «лоукостер» не имеет сертификата эксплуатанта гражданских самолетов, и даже финансовая отчетность у «авиаперевозчика», как оказалось, одна на двоих с авиакомпанией Air Astana.


adimage