Общественник раскрыл подробности использования морпорта Актау для контрабанды в Азербайджан

Астана. 24 мая. КазТАГ – На этой неделе казахстанские СМИ, со ссылкой на публикацию гражданского активиста Жаркына Курентаева сообщили о факте контрабанды дизтоплива и об орудующей группе топливных контрабандистов на западе Казахстана – по словам активиста, в Актауском морском порту уже год как стоит арестованный танкер под названием «Мелиана», принадлежащий компании ТОО «БатысНефтеТрэйд», причем стоит он заполненный нефтепродуктами.

«По версии пограничников, под видом печного топлива отсюда экспортировалось дизельное топливо в Азербайджан. Не просто в Азербайджан, в адрес государственной азербайджанской нефтяной компании Socar Trading. Как это должно и быть, при контрабанде был произведен силовой захват нефтяного танкера уже в открытом море, потому что подозревали, что там есть дизельное топливо, а не печное. После подачи таможенных деклараций и выхода танкера «Мелиана» в открытое море – он уже потом был отбуксирован обратно в морской порт Актау. Уголовное дело расследуется и на сегодняшний день находится на контроле у КНБ по Мангистауской области. До этого, дело находилось в департаменте экономических расследований по Мангистауской области, которое уже давно они должны были расследовать! Они заволокитили это дело, пытались закрыть. По всей видимости, этот департамент выступал в роли защиты интересов этой компании-поставщика ТОО «БатысНефтеТрэйд», а также в интересах какого-то олигарха, который пытался ограбить Казахстан. Но уж точно никак не защищало интересы государства», - сказал Курентаев.

Гражданский активист задается вопросом: Как иначе объяснить действия следственных органов? Ведь тот же самый департаменте экономических расследований по Мангистауской области уже не раз закрывал дела в отношении ТОО «БатысНефтеТрэйд».

«Получается, интересы государства защищает одно КНБ в нашей стране? Куда же смотрят генпрокуратора, «антикор», аким области в конце концов, который является политическим представителем президента в конкретном регионе?» - продолжает Курентаев.

Активист подчеркивает, что на определенный вид нефтепродуктов в Казахстане экспорт запрещен. Да и разница в таможенных пошлинах, которые поступают в бюджет страны от реализации печного и дизельного топлива, существенно разнится, суммы могут достигать миллиарды тенге.

«Танкер-то оказывается частный. При этом следственные органы уже год как не могут провести экспертизу, а может и просто и не хотят, ведь в таких случаях, когда органы не могут произвести экспертизу на определение печное это топливо или дизельное – достаточно обратится в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в Москве. Но и этого не было сделано. Поэтому напрашивается вопрос: может просто они не хотят? Может кто-то богатый и влиятельный смог замылить глаза следствию? Одной из причин, почему следствие не могло произвести экспертизу следствие, называет то, что печное топливо при температуре -20 замерзло. Вы не ослышались. Они из нас совсем тупых делают? Что это за печное топливо, которое при минусовой температуре замерзает? И это происходит в то время, как государственный бюджет практически пустой, когда паводками затопило половину страны, и государство пытается найти средства на восстановление городов и сел», - рассуждает активист.

По мнению автора, нефтяной танкер должен быть конфискован в пользу страны, поскольку был инструментом этой контрабанды и законодательство вполне предусматривает такое решение.

«Давайте подумаем, у кого в стране есть такая возможность – иметь собственный нефтяной танкер? У кого есть возможность иметь нефтеперерабатывающий мини-завод, где под видом печного топлива производится дизельное топливо и другие нефтепродукты. При этом, документы делают как на дизельное топливо, и дальше даже заключат контракты на поставку с азербайджанской нефтяной компанией, и фактически поставлять им контрабанду в течение нескольких лет. В любом случае, этому кому-то – плевать как на наши государственные интересы, так и на саму страну в целом», - эмоционален автор публикации.

Кроме того, Курентаев вспомнил события из прошлого, связанные с компанией, которая находится под подозрением в контрабанде. Оказалось, несколько лет назад в Мангистауской области ТОО «БатысНефтеТрэйд» не хотела платить деньги за услуги по хранению более 13,5 тыс. тонн нефти.

«Суды компания проиграла компания и должна была платить, как вдруг неожиданным в Верховном суде РК в дело вмешался тогдашний председатель Жакип Асанов, фактически сломав это дело. После его вмешательства ТОО «БатысНефтеТрэйд» вдруг начал вылазить сухим из воды. Вот это уровень решения вопроса! Очевидно, кто-то могущественный смог подключить Асанова. Почему я это вспоминаю? Потому что компания эта и владелец танкера де-факто связаны, как и то, что «БатысНефтеТрэйд» является продавцом и грузоотправителем этой контрабанды, а еще некоторое время назад департамент госдоходов по Мангистауской области недополучил в виде налогов более Т3 млрд согласно акту налоговой проверки. Эта сумма сегодня может достигать Т5 млрд, в то время как бюджет страны сегодня почти пустой. С такими правоохранительными органами и судьями в стране нам и внешних врагов не надо. Они все изнутри сами сломают», - убежден он.

Напомним, в 2017 году «БатысНефтеТрэйд» оставил у Terminalex на хранение в резервуарах нефтепродукты. В 2018 году в отношении «БатысНефтеТрэйда» возбудили уголовное дело по факту транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов в особо крупном размере без документов. Их продукцию опечатали в резервуарах Тerminalex. В 2019 году уголовное дело прекратили, потому что служба экономических расследований ДГД Мангистауской области не нашла экспертов, чтобы установить, какие именно продукты хранило ТОО – нефть, мазут или просто нефтесодержащие отходы. Блокировку с резервуаров сняли, а Terminalex потребовал оплаты услуг за сверхнормативное хранение. «БатысНефтеТрэйд» платить отказался, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. Сначала суд встал на сторону Terminalex, однако впоследствии ситуация изменилась, и компания «БатысНефтеТрэйд» избежала ответственности.

«Почему «БатысНефтеТрэйд» удается избегать уголовных дел, и они случайным образом закрываются? Почему же эта же компания стала часто менять место регистрации? Видимо, чтобы платить меньше налогов? То адрес меняют на Алматы, то Актау, то Шымкент. Причем азербайджанская нефтяная компания Socar тоже не раз фигурировала в уголовных делах в Казахстане и все время тишина. Очевидно, что некие олигархи ведут свою игру, а органы подыгрывают им, и те действуют как хотят. Они наносят ущерб стране», - заключает Курентаев.

Источник фото: Фото из открытых источников.


adimage