«Антикор» заявил о системных коррупционных рисках в сфере спорта – речь о миллиардах тенге

Астана. 30 мая. КазТАГ – Антикоррупционная служба заявила о вскрытии системных коррупционных рисков в сфере казахстанского спорта и речь идет о миллиардах тенге, передает корреспондент агентства.

«Агентством совместно с министерством туризма и спорта проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, в результате которого установлены коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению государственных средств. На центральном уровне внешний анализ проводился в деятельности Министерства туризма и спорта, на региональном уровне в областных управлениях спорта и физической культуры», - говорится в сообщении в четверг.

Как отмечается, с 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в два раза и составил Т1,4 трлн.

«На следующие три года запланировано выделение еще Т1,3 трлн. Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4 место в антирейтинге международной организации Sportradar)», - сказано в сообщении.

По данным «антикора», как показал анализ, текущему положению способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:

1) явный дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта (бюджет спорта высших достижений в девять раз больше (Т340 млрд), чем на массовый спорт (Т35 млрд). В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину;

2) бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами (выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование);

3) неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Қазына» (выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в пятизвездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. За шесть лет (2018-2023 годы) на финансирование четырех профклубов направлено Т138 млрд спонсорских средств АО «Самрук-Қазына» (ФК «Астана» – Т50,1 млрд, ХК «Барыс» – Т48,8 млрд, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» – Т31,5 млрд, БК «Астана» – Т8 млрд);

4) неэффективное управление спортивными сооружениями (за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили Т83,8 млрд только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений);

5) мнимая реализация государственно-частного партнерства (под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на Т89,3 млрд, из них выплачено Т62 млрд бюджетных инвестиций);

6) отсутствие цифровизации спортивных процессов (разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась. Так, профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров).

«В результате, внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и так далее). Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте», - добавили в ведомства.

По итогам анализа, «антикором» министерству туризма и спорта предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство.

«В числе предлагаемых рекомендаций: установление приоритетов развития спорта; ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов; обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в том числе UEFA и FIFA; централизация финансирования спорта; ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте; исключение оснований для закупа из одного источника (при закупе товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований); ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств. Исполнение рекомендаций находится на контроле», - заключили в антикоррупционной службе.

Источник фото: pixabay.com


adimage