Дефицита авиатоплива в Казахстане нет и не предвидится, уверяет минэнерго

Астана. 24 ноября. КазТАГ – Мадина Алимханова. Дефицита авиатоплива в Казахстане нет и не предвидится, уверен министр энергетики (МЭ) РК Нурлан Ногаев.

«На сегодняшний день весь объем необходимых нефтепродуктов выпускается нашими нефтеперерабатывающими заводами, и мы стоим на этой позиции, потому что заявления авиакомпании Scat и руководства компании «Аэропорт города Нур-Султан» считаем необоснованными по следующим причинам: достаточное количество авиакеросина вырабатывается у нас на всех трех заводах, но они хотят получить за счет короткого плеча с Павлодарского завода», - сказал Ногаев на брифинге во вторник, отвечая на вопрос КазТАГ.

При этом он отметил, что это вопрос скорее коммерческого характера.

«Вопрос здесь больше коммерческого характера: плечо от Павлодара до Нур-Султана меньше, чем от Нур-Султана до Шымкента и до Атырау. В этой связи я хотел бы отметить, что нефтеперерабатывающие заводы тоже субъекты бизнеса и здесь надо более детально и более оперативно решать вопросы поставки авиакеросина необходимым аэропортам и тем, кто нуждается в нем», - отметил министр.

Как пояснил Ногаев, Павлодарский НПЗ переориентировал свое производство на выпуск дизельного топлива.

«Учитывая, что авиакеросин и дизельное топливо находятся практически на одной фракции, на сегодняшний день руководство Павлодарского завода переориентировало свое производство на выпуск дизельного топлива и в связи с этим прекратило выпуск авиакеросина. Но вместе с тем, имеющиеся запасы на сегодняшний день как в Атырауском НПЗ, так и в Шымкенте позволяют ежедневно выпускать тот объем авиакеросина, позволяют покрыть все необходимое количество данного вида топлива», - пояснил министр.

Напомним, 2 ноября КазТАГ обратился в минэнерго с вопросом о том, есть ли какие-то планы запретить ввоз в Казахстан авиатоплива. Как указало агентство в обращении к минэнерго, редакции стало известно, что ПНХЗ в ближайшие полгода не будет производить авиакеросин.

«Запрета на импорт авиатоплива нет, вводить в ближайшее время не планируется», - заверили тогда в минэнерго.

Уже 5 ноября аэропорт Нур-Султана в ответ на запрос редакции МИА КазТАГ сообщил о том, что на рынке авиакеросина возник дефицит. Ситуацию воздушная гавань столицы прямо связала с остановкой производства авиатоплива на ПНХЗ. Редакция агентства вновь обратилась в минэнерго, но там заявили, что на запрос ответит АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ). КМГ, в свою очередь, прислало в редакцию КазТАГ сообщение с утверждением о том, что дефицита авиакеросина якобы нет.

«Отгрузка остаточных объемов авиатоплива с ПНХЗ идет низкими темпами, что свидетельствует об отсутствии на рынке какого-либо ажиотажа или дефицита», - утверждалось в релизе КМГ, причем данное утверждение позже было опровергнуто авиакомпаниями и трейдерами – ситуация уже привела к росту цен на авиатопливо.

11 ноября КазТАГ сообщил о том, что авиакомпании обратились в министерство энергетики с сообщением о том, что с октября 2020 года заводы Казахстана резко сократили объемы перерабатываемого керосина, что привело к дефициту. По информации авиаперевозчиков, ПНХЗ перешел на переработку зимнего дизельного топлива, в результате авиакомпании при попытке купить авиакеросин встречают отказ. Согласно полученным данным, в октябре производство авиационного топлива снизилось и на АНПЗ, а мощностей ШНПЗ недостаточно для покрытия потребностей рынка авиакеросина. Участники рынка попросили министра энергетики Нурлана Ногаева оказать содействие в увеличении объемов выработки авиационного керосина на ПНХЗ.

Отметим, что 9 октября был введен запрет на ввоз в Казахстан железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом бензина, авиационного и дизельного топлива, за исключением зимнего дизельного топлива и арктического дизельного топлива, а также перемещаемых транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами Республики Казахстан. Указанный запрет действовал до 1 ноября. 31 октября агентство КазТАГ сообщило о том, что власти Казахстана готовятся продлить на полгода запрет на ввоз дизтоплива, за исключением зимнего и арктического. 2 ноября министр энергетики Нурлан Ногаев заявил, что окончательное решение по продлению запрета на ввоз дизтоплива не принято. Вместе с тем, он утверждал, что «имеются предпосылки затоваривания дизельным топливом внутреннего рынка».

12 ноября аэропорт Нур-Султана выразил обеспокоенность ситуацией с авиаГСМ на фоне отрицания дефицита властями.

Источник фото: фото из открытых источников


adimage