Монополия «Казахтелекома» на 5G – МЦРИАП не учло предупреждения, а риски подтвердились

Астана. 13 июля. КазТАГ – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) не учло мнение агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) касательно рисков из-за монополизации сетей 5G подконтрольными «Казахтелекому» структурами, в итоге, опасения антимонополистов подтвердились, следует из отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2022 год, представленного АЗРК.

«Радиочастотный спектр (РЧС) представляет из себя ограниченный ресурс. До 2022 года РЧС распределялся среди операторов связи преимущественно по рекомендациям межведомственной комиссии по радиочастотам. По мнению агентства, данный механизм распределения ограниченного ресурса являлся непрозрачным, и в этой связи возникла необходимость внедрения механизма аукционов, который исключает барьер в доступе к ограниченному ресурсу», - говорится в отчете.

Как отмечается, проект по развитию конкуренции на рынке сотовой связи, в том числе через аукционные торги АЗРК инициировало еще в 2020 году в рамках реализации Дорожной карты по развитию конкуренции на ключевых товарных рынках.

«Так, в ходе реализации указанной Дорожной карты был отменен неконкурсный порядок распределения радиочастот для организации новых видов и технологий связи (исключен пункт 18 правил присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов), эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также проведения расчета электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденных приказом ИО министра по инвестициям и развитию от 21 января 2015 года №34). Также Агентством ранее внесено предложение правительству в части распределения РЧС, в том числе для внедрения новой технологии связи пятого поколения (5G), способом аукциона, как наиболее оптимальной модели, направленной на обеспечение прозрачности и объективности, конкурентных и равных условий для каждого участника рынка», - уточнили в ведомстве.

В агентстве пояснили, что под аукционом понимается форма торгов, при которой участники заявляют свои предложения публично с использованием веб-портала реестра в электронном формате, по итогам которых организатор обязуется предоставить право использования РЧС победителю.

«Кроме того, главой государства после внесения агентством информации о способах распределения полос радиочастот посредством аукционов дано поручение МЦРИАП совместно с агентством внедрить прозрачный механизм распределения РЧС до конца 2022 года. В рамках реализации данного поручения МЦРИАП разработан формат аукциона на радиочастоты 5G.Агентством направлены замечания о возможных рисках по сохранению и усилению дуополии на рынке ввиду реализации всего двух укрупненных лотов на торгах и предоставления частот в «золотом» диапазоне 694-790 МГц победителям торгов в качестве бонуса, а также повышения победителями торгов тарифов на услуги связи и других. С учетом международной практики в адрес МЦРИАП направлены предложения по нивелированию данных рисков, которые не были учтены», - обратили внимание в АЗРК.

Согласно отчету, МЦРИАП 22-23 декабря 2022 года на площадке информационной системы gosreestr.kz были организованы аукционы для присвоения полос частот сотовой связи пятого поколения (по лоту №1 в полосах радиочастот 3600-3700 МГц (100 МГц) и лоту №2 в полосах радиочастот 3700-3800 МГц (100 МГц)).

«По итогам проведенных торгов сумма поступлений в бюджет по лоту №1 составила Т62,7 млрд и Т93,4 млрд по лоту № 2, а победителями стали консорциум в лице АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком Сервис», - проинформировали в агентстве.

В АЗРК отметили, что «по условиям аукциона победители торгов в течение пяти лет принимают на себя обязательства по запуску свыше 3,5 тыс. базовых станций в Казахстане, что может негативно отразиться на тарифной политике операторов в части повышения тарифов».

«Соотношение долей владения частотами у группы АО «Казахтелеком» и ТОО «КаР-Тел» составляет 82% и 18% соответственно. Показатели по частотам существенно выросли у группы по результатам аукциона на РЧС для сети 5G. Тем самым, подтвердились ранее обозначенные агентством риски в виде сохранения дуополии и повышения тарифов на рынке сотовой связи», - сказано в отчете.

Так, по результатам аукциона структура рынка не изменилась:

- сохраняется высокая концентрация рынка;

- оказание услуг в сети 5G монополизировано государством в лице группы АО «Казахтелеком»;

- повысились тарифы на услуги сотовой связи.

При этом, оператором ТОО «МТС» (Теле2/Altel) сообщено, что одной из причин повышения тарифов являются принятые обязательства по запуску базовых станций (5G).

«По информации МЦРИАП, в прошедших аукционах помимо группы «Казахтелеком» участвовали ТОО «Кар-Тел» и ТОО «Международные телекоммуникационные сети Казахстана» в консорциуме с Freedom Holding Corp., который (потенциальный игрок) в случае вхождения на рынок мог бы положительно повлиять на уровень концентрации рынка. Однако по действующему механизму аукциона частные игроки не были конкурентоспособны по отношению с компаниями с государственным участием (финансово и по технической оснащенности)», - проинформировали в агентстве.

По итогам аукциона по распределению полос частот для 5G агентством в адрес правительства внесен ряд рекомендаций в части проведения следующего аукциона в новом формате, в том числе с учетом введения ограничения на участие в аукционах для операторов связи (включая с государственным участием), уже владеющих частотами для сети 5G.

«Поручением заместителя премьер-министра, предложения агентства направлены в МЦРИАП и другие заинтересованные государственные органы для проработки», - говорится в документе.

Ранее КазТАГ приводил данные из отчета о том, что оптовый рынок бензина, дизельного топлива и авиакеросина в Казахстане монополизировали две компании – ТОО «Petrosun» и АО «НК КазМунайГаз». Также из отчета следует, что действия министерства энергетики по ограничению цен на реализацию нефтепродуктов негативно повлияли на ситуацию с дизельным топливом в Казахстане. Кроме того, выяснилось, что прежние посредники по ГСМ в структуре контрагентов компании Petrosun после выкупа государством ее доли никуда не ушли, а нацкомпания «КазМунайГаз» продолжает торговать с неэффективными АЗС. Вместе с тем, стало известно, что пострадавшими от дифференциации цен на автомобильное топливо оказались казахстанские льготники. Помимо этого, из отчета следует, что НПЗ Казахстана завышали и продолжают завышать цены вопреки предупреждениям АЗРК. Также стало известно, что почти Т2 трлн вложило государство за пять лет в регулярно ломающиеся Атырауский НПЗ и Павлодарский нефтехимический завод.

Из отчета также следует, что подконтрольные олигархам энергопроизводящие организации отказывают предприятиям пищевой промышленности Казахстана в поставках электричества по формальным причинам. Помимо этого, выяснилось, что уголовное дело, возбужденное в 2022 году против топ-менеджеров АО «Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», АО «Самрук-Энерго» и АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) расследуют до сих пор.

Согласно тому же отчету, уголь для населения Казахстана продолжает дорожать в среднем на 40-45% из-за непродуктивных посредников.

Источник фото: 2gis.kz


adimage