SpaceX Илона Маска слабо заинтересована в продаже систем связи Starlink в Казахстане

Астана. 1 ноября. КазТАГ – Компания SpaceX американского инженера и миллиардера Илона Маска слабо заинтересована в продаже систем связи Starlink в Казахстане, передает корреспондент агентства.

«Возможность вхождения на наш рынок негеостационарных спутниковых систем (НГСО) зависит от самих НГСО провайдеров, насколько раньше они построят на территории Казахстан станцию сопряжения и PoP (центр управления сетью – КазТАГ). К примеру, компания SpaceX сообщила, что планирует рассмотреть и проанализировать возможность строительства PoP в данном регионе не ранее 2023 года, наблюдается слабая заинтересованность в отличие от других НГСО операторов. В свою очередь, компании OneWeb и SES декларируют завершение строительства наземной шлюзовой станции на территории РК к середине 2023 года», - сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, отвечая на запрос депутатов мажилиса от фракции «Ақ жол».

Вместе с тем, министерством не исключается частичное применение предложенного депутатами подхода, а парламентарии предложили ранее перейти к либеральному регулированию отрасли, устранить все барьеры для функционирования Starlink и других систем спутникового интернета, а также обеспечить беспрепятственный доступ казахстанцев к ресурсам Starlink и другим современным высокотехнологичным системам спутникового интернета.

«При этом, необходимо учитывать имеющиеся требования законодательства Республики Казахстан по информационной и национальной безопасности. Так, в соответствии с подпунктом 5) пункта 6 статьи 23 закона Республики Казахстан «О национальной безопасности» запрещается создание и эксплуатация на территории Республики Казахстан сетей связи, центр управления которыми расположен за ее пределами. Работа центра за пределами республики создает прямую угрозу включая: снижение уровня защищенности информационного пространства страны, а также национальных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание, связанное с преднамеренным искажением и распространением недостоверной информации в ущерб национальной безопасности, нанесение ущерба национальным интересам на международном уровне, политическому имиджу и экономическому рейтингу Казахстана», - пояснил глава МЦРИАП.

Он подчеркнул, что для оказания услуг связи необходима именно регистрация юридического лица на территории Казахстана, а операторы связи сетей всех категорий, входящих в единую сеть телекоммуникаций страны, обязаны создавать за счет собственных средств систему централизованного управления своими сетями, которая должна быть расположена на территории республики.

«Пропуск интернет-трафика операторами связи на территории Республики Казахстан осуществляется с учетом соблюдения порядка функционирования системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан. Запрещается осуществлять обмен интернет-трафиком между операторами связи через сети телекоммуникаций, находящиеся на территории другого государства», - добавил министр.

Он отметил, что техническое сопровождение системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Казахстана, а также ведение учета международных точек стыка, реестра статических адресов сетей передачи данных, организация и техническое сопровождение точек обмена интернет-трафиком операторов связи на территории страны, а также присоединение сетей операторов связи к точке обмена интернет-трафиком осуществляет АО «Государственная техническая служба» комитета национальной безопасности.

«При создании сетей телекоммуникаций операторы связи обеспечивают технологическое соответствие телекоммуникационного оборудования сетей связи национальным стандартам, устанавливающим требования по обеспечению проведения оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятий. Игнорирование данного требования создает реальные угрозы терроризма, экстремизма и сепаратизма, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, иных зарубежных организаций и отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба национальной безопасности. Соответственно для оказания сервиса на территории Республики Казахстан провайдеру НГСО в рамках правового поля необходимо будет разместить одну из своих станций сопряжения и точку присутствия PoP на территории Республики Казахстан. Данное требование исключать не планируется, а будут лишь внесены изменения в понятийный аппарат Закона Республики Казахстан «О связи», уточняющие понятие «центр управления сетью» и другие», - подчеркнул Мусин.

Соблюдение требования о наличии центра управления сетью, по его словам, планируется регулировать через лицензирование.

«Данные поправки, включая введение лицензирования, планируется ввести до конца 2022 года в случае поддержки со стороны парламента Республики Казахстан. По вопросу лицензирования сообщаем, что деятельность по оказанию услуг связи посредством негеостационарных спутниковых систем необходимо лицензировать наравне с сотовой, междугородной, международной, спутниковой подвижной связями. Данная мера в свою очередь также продиктована интересами национальной безопасности. В целом возможность вхождения на наш рынок негеостационарных спутниковых систем зависит от самих НГСО провайдеров, насколько раньше они построят на территории Казахстан станцию сопряжения и PoP», - сообщил глава МЦРИАП.

В части налоговых барьеров, добавил он, ранее действительно налоговые ставки плат за использование радиочастотного спектра Казахстана по действующему механизму налогообложения выходили неоправданно высокими для провайдеров НГСО.

«В 2021 году министерством были инициированы дополнения и изменения в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части внесения отдельной нормы для спутниковой связи с применением негеостационарных спутников, дополнения и изменения внесены, норма вступит в законную силу с 1 января 2023 года (закон РК от 11 июля 2022 года № 135-VII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».). С вступлением данных поправок нагрузка на НГСО операторов по вышеуказанному налогу снизится в 600 раз, что позволит создать экономические стимулы для входа НГСО систем на казахстанский рынок», - заверил министр.

Также в целях стимулирования проникновения широкополосного доступа в сельские населенные пункты с 1 января 2023 года, по его словам, предусмотрена возможность получения скидки до 90% на вышеуказанный налог до пяти лет при взятии оператором связи социальных обязательств по подключению казахстанских сел к сети Интернет с применением спутниковых технологий (самостоятельно направивших средства не менее высвобожденных средств от снижения соответствующей ставки платы на финансирование проектов широкополосного доступа в Интернет в сельских населенных пунктах).

«Данная поправка направлена на стимулирование развития спутникового интернета в удаленных труднодоступных селах, в которых отсутствуют какие либо каналы связи. В целом работа по легализации НГСО систем для вхождения их на рынок Казахстана продолжается, и Министерство рассчитывает на поддержку со стороны парламента Республики Казахстан в принятии до конца 2022 года предложенных инициатив, которые были предложены и переданы на рассмотрение члену фракции партии «AMANAT» Смышляевой Е.В. Предлагаемый проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования деятельности негеостационарных спутниковых операторов связи в Республике Казахстан» предусматривает внесение изменений в Законы Республики Казахстан «О связи», «О разрешениях и уведомлениях», - уточнил Мусин.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage