Что общего в Казахстане у смартфонов и нижнего белья?

Дата: 18:01, 23-04-2019.

Алматы. 23 апреля. КазТАГ – Мадина Алимханова. 2 апреля пресс-служба министерства национальной экономики сообщила казахстанцам о том, что отныне купленный, но не подошедший смартфон нельзя обменять в течение 14 дней, фактически приравняв его к лекарствам, нательному белью и животным. Если бы эта новость появилась днем ранее, пользователи гаджетов вполне могли бы счесть ее первоапрельской шуткой. Но шутка получилась отнюдь не смешная!..

Крупнейшие мировые компании совершенно спокойно принимают обратно непонравившиеся смартфоны, причем, покупателю даже не нужно ничего доказывать и даже объяснять. «Не понравилось», «Передумал» и даже «Сам не знаю» – вполне достаточно, чтобы вернуть товар в течение двух недель.

«Walmart принимает сотовые телефоны, оплаченные при получении, в течение 14 дней, однако покупатели, которые приобрели смартфоны по предоплате, могут вернуть их в течение 15 дней. Поскольку телевизоры являются крупногабаритным товаром, его можно вернуть в течение 90 дней», - гласит политика возврата товара Walmart.

Нет проблем с возвратом и у Apple.

«Политика возврата iPhone: если вы не полностью удовлетворены приобретенным вами iPhone, то можете вернуть ваш iPhone в неповрежденном виде в AppleOnlineStore в течение 14 дней после покупки и получить полную компенсацию его стоимости; iPhone должен быть в оригинальной упаковке, со всеми аксессуарами, инструкциями пользователя и документацией», - говорится в сообщении компании.

Более того, ряд крупных продавцов, например, Boostmobile, принимают обратно даже купленные у них подержанные смартфоны.

«Для вашего удобства на все новые или бывшие в употреблении телефоны, купленные на genmobile.com, распространяется семидневная гарантия возврата денег. У вас есть семь дней с даты приобретения нового или бывшего в употреблении телефона, чтобы вернуть его в Gen Mobile для ремонта, обмена или возврата денег».

В миннацэкономики Казахстана, похоже, знают о смартфонах что-то, чего не знают в крупных транснациональных торговых сетях.

«Это связано с тем, что реализация данной продукции одновременно сопровождается ее активизацией и загрузкой ряда программ, носящих идентификационную авторизацию. Возвращенная в течение 14 дней продукция хоть и надлежащего качества, по сути, становится бывшим в употреблении техническим устройством, требующим обнуления всех цифровых следов его первого владельца. Дальнейшая реализация данного устройства влечет ряд необоснованных проблем для нового добросовестного пользователя», - считают в МНЭ РК.

Идея, кстати, не нова: в России такая норма в законе появилась несколько ранее.

«Согласно пункту 11 Перечня технически сложных товаров постановления правительства №55, исправный товар нельзя обменять или вернуть за него деньги, если потребителя не устраивает форма, размер, расцветка или комплектация телефона. Другое дело, когда, придя домой, покупатель обнаружил в телефоне какие-либо неисправности, дефекты. В таком случае он имеет полное право вернуть товар в магазин», - поясняет российский юридический интернет-портал «Защита прав».

В Walmart и других подобных магазинах купить смартфон не довелось, а вот приобретенный 5 апреля в Алматы гаджет принимать обратно отказались. Продавец объяснила это тем, что «пленки же уже отклеены. Мы его не сможем теперь продать». При этом она честно призналась, что раньше это не было проблемой и в течение двух недель смартфон можно было вернуть.

Однако, по словам президента РОО «Национальная лига потребителей Казахстана» Светланы Романовской, это не совсем так.

«На самом деле на практике так и было. 30-я статья Закона о защите прав потребителей предполагает, что пломбы, упаковка и так далее, должны быть нетронуты. А чтобы воспользоваться сотовым телефоном нужно отклеить пленку, вскрыть целлофановую упаковку и так далее. Мы подавали в суд, нам отказывали в возврате товара на том основании, что упаковка не сохранена. То есть то, что было на практике, теперь отразили в нормативно-правовой базе. Покупатели очень часто пытались вернуть сотовые телефоны, на сотовые телефоны очень много жалоб, практически каждый день. Потребителю самому сейчас нужно быть бдительным, на месте открывать, все проверять, а не нести домой, а потом разочаровываться», - сказала Романовская корреспонденту МИА КазТАГ.

При этом она отметила, что есть два случая, когда продавец обязан вернуть деньги за купленный смартфон: если товар некачественный или не отвечает заявленным характеристикам.

«Другое дело, если человека ввели в заблуждение по поводу каких-то потребительских свойств товара. Но это уже 190 статья Административного кодекса. Там предусматривается ответственность и дается возможность потребителю обменять купленный телефон на тот товар, который его устраивает. Например, если покупателю сказали, что мощность будет такая-то, яркость экрана такая-то, а на деле все оказалось не так, то это уже нарушение статьи 190 КоАП и статьи 15 Закона о защите прав потребителей, это уже товар не того качества, как было заявлено, и покупатель имеет право либо обменять его, либо расторгнуть договор», - пояснила она.

К сожалению, слова продавца о характеристиках телефона, к делу не пришьешь. Приводится случай, когда покупательницу заверили, что дорогой гаджет будет работать, даже если продержать его под водой не более 15 минут. Девушка поверила, телефон сломался. Об этой истории она поведала журналистам и подала в суд, но доказать ничего не удалось.

Романовская советует полагаться на что-то более серьезное, чем то, что говорит продавец.

«Вдруг он (продавец – КазТАГ) сам что-то не знает, а завтра уволится. Нужно смотреть гарантийный талон, перечень характеристик, требовать полную достоверную информацию о товаре – на это мы имеем право по закону, вплоть до предоставления этой информации в письменном виде. Нужно, чтобы это был какой-то документ – технические характеристики, реклама, где они указаны», - посоветовала Романовская.

Что касается заметания (простите, обнуления) цифровых следов владельца смартфона, который он хотел бы вернуть, то технические специалисты не видят тут никаких проблем.

По словам директора ТОО «Inforsecurity», эксперта в области корпоративной информационной безопасности Игоря Чернова, смартфон – это такое же электронное устройство, как телевизор или ноутбук.

«Что такое сотовый телефон? Это обычное электронное устройство, такое же, как компьютер или телевизор. Допустим, я купил телевизор, принес домой, поставил, но он меня чем-то не устроил, допустим, в нишу в мебели не поместился. Я принес его обратно в магазин, вернул, взял другой. Но я же его включал. То же самое с каким-нибудь другим прибором. С ноутбуком, например. Пришел, включил, не понравилось. Пошел, взял другой. Сотовый телефон – это то же самое. Можно же выполнить возврат к заводским настройкам и все, ничего в этом сложного нет. Я не понимаю причину. Проблема может быть у того, который пользовался один день этим телефоном. У него может там остаться какая-то информация, которая не подлежит разглашению. Он смартфон вернул в магазин, а другой человек купил и увидел эту информацию», - сказал он.

По его мнению, запрет на возврат смартфонов выгоден разве что поставщикам и продавцам смартфонов.

«Чем руководствовались наши власти, принимая такой закон? Ну, наверное, кто-то пролоббировал этот закон, наверное, его пролоббировали те, кто ввозит новые сотовые телефоны, крупные компании, которые торгуют сотовыми телефонами. Иной причины я не вижу», - предположил эксперт.

По его мнению, если следовать логике МНЭ, то нужно запретить возвращать и другие электронные приборы.

«Если запрещать телефоны принимать, то давайте тогда и телевизоры запрещать, и планшеты, и ноутбуки, и компьютеры. И давайте тогда запрещать любую электронную аппаратуру, которая ныне продается. Давайте тогда запретим все электронные приборы возвращать или обменивать. Наверное, к тому все и идет», - сказал Чернов.

Кстати, первая ласточка уже «прилетела». В разговоре о запрете на возврат сотовых телефонов Романовская напомнила о запрете нелицензированных спутниковых тарелок.

«Сейчас нормативно-правовая база предполагает изменения, связанные с тем, что, если тарелка не лицензированная, использовать ее запрещено. На основании этого, представители уполномоченных органов могут зайти к вам домой и забрать эту тарелку или отключить ее и сказать, что вы не будете больше ей пользоваться. Мы сейчас будем бороться с этим. Пусть запрещают торговать такими тарелками, а те, кто их уже купил и заплатил за это деньги, пусть пользуются. Это конституционное право на частную собственность. Никто не имеет права нас этого лишить», - сказала она.

А ведь помимо телефонов, телевизоров, ноутбуков есть еще фотоаппараты, ксероксы, принтеры и даже электрогитары… В соседней России их уже приравняли к чулочно-носочным изделиям, бигудям и зубным щеткам.

Там в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации вошли «технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями)».

Пока продавцы смартфонов советуют «перед употреблением ознакомиться с инструкцией» и почитать в интернете отзывы о той модели, которую покупатель планирует приобрести.

Ну, а если смартфон все-таки не подошел, то его можно будет сдать скупщикам подержанных телефонов, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, а не устраивать дома зал сотовой славы. Но это только пока не начала в полную силу работать идея об обязательной регистрации смартфонов на ИИН владельца. Иначе смартфоны придется выбирать как жену – один раз и на всю оставшуюся жизнь.

Источник фото: Фото из открытых источников.

Поделиться новостью: