Уголовное дело завели на сотрудников Air Astana после снятия с рейса возмущенного пассажира

Астана. 19 июня. КазТАГ – На сотрудников авиакомпании Air Astana завели уголовное дело после снятия с рейса возмущенного пассажира, передает корреспондент агентства.

«Департаментом полиции на транспорте ваша жалоба на неправомерные действия сотрудников АО «Аir Astana», рассмотрена. Сообщаем, что 13 июня 2024 года по вашему обращению линейным отделом полиции (ЛОП) в аэропорту Алматы начато досудебное расследование по части 1 статьи 389 Уголовного кодекса (самоуправство) РК. ЛОП в аэропорту Алматы даны указания о проведении следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенного правонарушения, в том числе с учетом ваших доводов, необходимых и достаточных для принятия процессуального решения», - говорится в ответе департамента полиции на транспорте пассажиру Вячеславу Югай, которого сняли с рейса за то, что он возмутился тем, что капитан судна несколько часов удерживал пассажиров в душном салоне самолета, не взлетая и не включая кондиционирование.

Копия ответа транспортных полицейских есть в распоряжении редакции.

Примечательно, что сама Аir Astana обратилась с заявлением в ЛОП в аэропорту Алматы на самого Югай, называя его действия «деструктивными».

«1 июня 2024 года рейс KC855 по маршруту Алматы-Астана задержался на три часа 59 минут по техническим причинам. Во время ожидания предоставления аэропортом установки воздушного запуска пассажир Югай В. начал вести себя деструктивно, пытался проникнуть в кабину пилота, на замечания членов экипажа не реагировал, не выполнял требования экипажа, нарушил правила поведения на борту воздушного судна, требовал открыть дверь, кричал, что не хочет лететь, а также нарушил покой других пассажиров рейса. Принимая во внимание, что дальнейшее нахождение Югай В. На борту воздушного судна может отрицательным образом повлиять на полет, членами экипажа было принято решение, пассажир был снят с рейса», - говорится в заявлении Air Astana, копия которого тоже есть в распоряжении редакции.

При этом, утверждает авиакомпания, «члены экипажа не смогли заполнить акт о снятии деструктивного пассажира для его передачи, так как пассажир отказался предоставлять документы».

«Учитывая, что вышеуказанный инцидент произошел на борту воздушного судна, действия пассажира Югай В. являются деструктивными и угрожающими безопасности полета. АО «Эйр Астана» в своей деятельности придерживается принципа нетерпимости к любым деструктивным поведениям, которые могут нарушить процесс выполнения полета. В этой связи просим вас принять меры и привлечь к административной ответственности Югай В. по части 1 статьи 434 (мелкое хулиганство) и по статье 566 (нарушение правил поведения на воздушном судне) КРК об АП», - сказано в заявлении в ЛОП.

Однако Югай в своем заявлении изложил свою версию произошедшего, сообщив о неправомерных действиях сотрудников авиакомпании Air Astana, которые, по его словам, «стали причиной нанесения вреда здоровью людей, а также незаконных действиях сотрудников данной компании в отношении пассажиров, повлекших значительные моральный вред и финансовый ущерб». И надо отметить, что описание происходившего совпадает по характеру с другими инцидентами, в которых фигурирует Air Astana, и из которых данной авиакомпании часто удается выйти «сухой из воды».

«Мы с супругой пожилые люди (мне 68 лет, супруге 65 лет), страдающие повышенным давлением и сердечно-сосудистыми заболеваниями, попали в следующую ситуацию. Рейс КС855 1 июня 2024 года Алматы-Астана, назначенный, согласно купленным билетам и расписанию вылета на 18.45, начался с объявления в 16.21 компанией Эир Астана о переносе времени вылета на 15 минут раньше, чем указано в билете. Посадка в самолет была закончена в 18.24. При этом двигатель самолета не работал, двери все были закрыты, освещение и вентиляция были отключены. В таком состоянии самолет был в течение 88 минут (один час 28 минут), до момента открытия дверей и обратного перемещения пассажиров в терминал», - написал Югай.

Он отметил, что «при этом после традиционного приветствия при посадке в течение всего полуторачасового времени нахождения на данном борту никакой информации от командира экипажа Б. Акмурова по системе внутренней связи не поступало».

«Более того, как будет понятно далее, бортпроводники также не имели связи с командиром. Атмосфера в салоне самолета накалялась в прямом и переносном смысле – температура и влажность повышалась, из-за отсутствия информации от командира и старшего бортпроводника, который так и не вышел с объявлением, нервозность среди пассажиров повышалась. К самолету подъезжали мобильные электрогенераторы. Но все попытки экипажа во главе с командиром завести двигатели самолета были безрезультатны! Люди стали требовать выпустить их из салона самолета, некоторые отказывались лететь этим самолетом, опасаясь за свою жизнь. Из-за нехватки кислорода люди стали задыхаться, а ведь среди пассажиров были маленькие дети, беременные, пожилые люди. Так в 19.15 беременная женщина громко сообщила бортпроводникам о том, что ей плохо и она отказывается лететь данным бортом, потому что боится лететь. При этом бортпроводница без попыток как-то облегчить ее самочувствие заставила ее сесть на место. Не было предложено ни врачебной помощи не последовало также информирование старших по должности», - добавил мужчина.

Он сообщил, что «в 19.17 пассажиры с мест стали громко требовать подачи трапа, чтобы покинуть борт и жаловались на отсутствие воздуха и жару».

«19.20 из-за нехватки кислорода и повышенной влажности у моей супруги случилась истерика, повысилось давление, ей стало плохо. Поскольку двигатель самолета не был запущен, а самолет стоял на стоянке, я с вещами направился к выходу вместе с супругой, чтобы выяснить ситуацию. Там, наконец, я увидел старшую бортпроводницу. Она пояснила, что решение выпустить пассажиров, включить вентиляцию, лететь или не лететь принимает командир экипажа Б. Акмуров, но он не отвечает на звонки. Таким образом со слов бортпроводницы стало ясно, что командир экипажа Б. Акмуров не только не обеспечил надлежащие условия для пребывания пассажиров на борту уже закрытого самолета, но и не интересовался состоянием пассажиров, а также игнорировал попытки экипажа получить инструкции по дальнейшим действиям. Бортпроводница показала, что ничего больше она сделать не может. Видя, что данный самолет неисправен, мы с супругой решили отказаться от полета этим бортом и потребовать замены его на другой борт», - говорится в заявлении.

Как сообщил пассажир, он попросил соединить его с командиром командир экипажа Акмуровы, чтобы самому объяснить ситуацию и добиться, чтобы его супруге как-то помогли.

«Бортпроводница сообщила, что командир не отвечает на звонки и она не может с ним соединиться. Справедливо полагая, что связь не работает, а бортпроводница никаких других мер для связи с командиром экипажа Б. Акмуровым не предпринимает, и что возможно с командиром что-то случилось, я постучал в дверь кабины. Какого-либо ответа от пилотов не было. Ни по телефону, ни по громкой связи не поступило. Понимая, что самолет так и не завелся в течение более чем один час, что для вентиляции салона нет энергии (как нам пояснили бортпроводники) я попросил хотя бы открыть дверь, чтобы поступал наружный воздух и пассажирам было чем дышать. Исходя из того, что борт проводница с кем-то говорила сразу после этого по бортовому телефону, а также после этого разговора открыла наружную дверь самолета, я полагаю, что командир экипажа Б. Акмуров все-таки среагировал и разрешил открыть дверь. Подчеркиваю – реакция Б. Акмурова, с учетом вышеизложенного, последовала только после моего стука в дверь», - уточнил Югай.

Он отметил, что «в это время пассажиры из салона сообщили, что самостоятельно открыли заднюю дверь самолета».

«Далее долго не могли подогнать трап для того, чтобы выпустить людей на улицу. Это все длилось 1,5 часа, при этом, несмотря на тщетные попытки экипажа, наличие двух мобильных электрогенераторов, двигатели самолета так и не смогли запустить. Вместе с тем, последующая замена для вылета этого самолета на другой борт подтвердило неисправность нашего самолета. Вышеизложенное указывает на полную беспомощность и неподготовленность экипажа самолета к подобным ситуациям: объявили о посадке на 15 минут раньше, не убедившись в готовности самолета, держали людей в духоте, не информировали пассажиров о ситуации и последующих событиях, даже не пытались успокоить, не знали, как связаться с командиром, если он не отвечает на звонки. Также возмущает полное игнорирование потребностей и жалоб пассажиров. Исходя из последовательности развития событий на борту, полагаю, что именно действия самих пассажиров позволили командиру экипажа Б. Акмурову наконец-то обратить внимание на ситуацию в салоне», - отметил пассажир.

Также он обратил внимание на еще один, по его словам, вопиющий факт.

«В самом начале работы экипажа при неоднократных попытках завести двигатель было уже явно, что самолет неисправен. Попытки 1,5 часа завести самолет с использованием двух генераторов при полностью загруженном пассажирами и закупоренном борту свидетельствует: а) о некомпетентности пилотов и командира экипажа Б. Акмурова в частности; б) о циничном и безответственном отношении командира Б. Акмурова к самочувствию пассажиров на борту самолета и своим обязанностям. Диагностика работоспособности всех узлов и деталей самолета должна быть проведена до посадки пассажиров в самолет, а не во время посадки, когда все пассажиры рассажены по местам, была дана команда пристегнуть ремни, двери самолета закрыты, двигатели самолета не работали, а значит, не работала система кондиционирование воздуха и вентиляции», - сказано в заявлении.

Тем более, добавил Югай, «возможная неисправность топливной системы самолета могла привести к возгоранию самолета».

«А учитывая нервозность пассажиров, некомпетентность и растерянность бортпроводников, то вряд ли была бы возможность организованно и безопасно для здоровья провести эвакуацию пассажиров с борта самолета. Об этом подумал командир самолета, когда в течение двух часов продолжал свои безуспешные попытки завести двигатель, вместо того чтобы организовать перемещение пассажиров в здание аэропорта? Возникает вопрос: для чего переносить время вылета и посадку пассажиров на 15 минут раньше при явной неисправности основных систем самолета и невозможности его вылета? Это преступное халатное отношение к своим должностным обязанностям, наплевательское отношение к жизни и здоровью вверенных ему пассажиров данного рейса должно стать детального и скрупулезного расследования и наказания (административного и уголовного) виновников. Эти факты стали основанием и причиной заявления 25 пассажиров данного рейса с жалобой в отношении командира экипажа Б. Акмурова в ЛОП Алматы (талон о приеме заявления №558 от 1 июня 2024 года). На данный момент пришло оповещение о занесении в КУИ и перенаправлении его в комитет гражданской авиации», - написал Югай.

Также он описал ситуацию после выхода в терминал.

«Нам с супругой необходимо было вылететь в Астану, так как 2 июня должны были прооперировать нашу внучку, поэтому мы до последнего ожидали решения по нашему рейсу. Когда объявили посадку на наш рейс с заменой борта, мы обрадовались. Но на посадке старший супервайзер Тихонова Т. объявила нам, что мы не допущены к полету. При этом она сослалась на устный приказ командира экипажа Акмурова Б. Мы пытались объяснить, что она поступает незаконно, но она предложила нам для решения этой проблемы организовать звонок от начальства, ссылаясь не на нормы правил или законы, а на то, что решение принимает командир экипажа Б. Акмуров. Субъективно. Таким образом, опасаясь преследования и провокаций от сотрудников авиакомпании, мы не стали настойчиво требовать выполнения обязательства компании. В это время сотрудники компании без каких-либо попыток урегулировать ситуацию или решить вопрос нашего вылета, «переложив» вопрос на нас и необходимость искать решение через начальство, быстро завершили посадку и отправили самолет», - добавил пассажир.

Вместе с тем, по его словам, «самым большим сюрпризом после всего случившегося стало обращение сотрудников авиакомпании в полицию с надуманным основанием о якобы случившемся факте неподчинения командиру на борту».

«То есть в дополнение к издевательствам над пассажирами, понимая, что мы будем жаловаться, они решили сделать нас виноватыми. К нам подошли сотрудники полиции и Эир Астаны и предложили пройти для разбирательства в ЛОП Алматы. Здесь надо отдельно отметить, что в отделении полиции присутствовали сотрудники компании, которые не присутствовали на борту, не были свидетелями ситуации и не могли никак обладать информацией об обстоятельствах на борту, однако при этом пытались передать свои претензии со слов, как мы полагаем, командира экипажа Б. Акмурова. В ходе разбирательства данного инцидента сотрудники Эир Астаны без объяснения причин внезапно покинули помещение полиции. Таким образом у командира экипажа кроме личной неприязни ко мне, как инициатору разрешения кризиса на борту самолета и организатора заявления от имени пассажиров рейса 855 в полицию на бездействие экипажа, никаких законных оснований не допускать меня и мою супругу к полету не было, тем более на руках у меня был действующий посадочный талон на этот рейс 855 Алматы-Астана», - сказано в заявлении.

На основании изложенного он попросил в установленном законодательством порядке инициировать разбирательство со стороны прокуратуры, других уполномоченных органов проверки законности, обоснованности, общественной опасности действий компании, экипажа, командира экипажа Акмурова.

Также Югай просит дать правовую оценку и разъяснение по следующим действиям командира экипажа рейса Алматы Астана от 1 июня 2024 года:

1.           Имел ли право командир экипажа давать разрешение на посадку пассажиров, если самолет неисправен?

2.           Обязан ли командир держать постоянную связь с салоном пассажиров через бортпроводников, учитывая замкнутость пространства салона самолета?

3.           Знает ли командир экипажа о температуре и влажности внутри пассажирского салона, о допустимых для безопасности пассажиров параметрах температуры и влажности, степени влияния нестандартных температуры и влажности на здоровье и психологическое состояние пассажиров различных категорий и как он должен предотвращать небезопасную для жизни и здоровья пассажиров температуру и влажность?

4.           Сколько по требованиям безопасности по времени могут находиться пассажиры внутри салона без вентиляции и кондиционирования воздуха с закрытыми дверями?

5.           Несет ли ответственность командир и экипаж за безопасность пассажиров и приемлемые условия внутри самолета, если самолет не готов к полету, двери заблокированы, вентиляция и кондиционирование воздуха отключено, двигатели самолета не работают, самолет находится на стоянке?

6.           Правомерно ли недопуск Югая с супругой к полету при отсутствии каких-либо документально подтвержденных оснований при действующем посадочном талоне?

7.           Является ли действия командира экипажа Акмурова либо других лиц в данной ситуации самоуправством в части удержания большого количества пассажиров в самолете более полутора часа без доступа к вентиляции, без принятия решения о высадке пассажиров, в части недопуска пассажиров на борт без подтвержденных фактов или оснований, в части направления пассажиров в отделение полиции без зафиксированных и обоснованных фактов?

«Дополнительно прошу, в случае отсутствия полномочий и законных основании проведения указанных разбирательств и ответа на изложенные вопросы, подробно разъяснить порядок и способы восстановления моих нарушенных прав и оценки действий авиакомпании и экипажа, указать уполномоченные органы, кому следует обратиться. Также убедительно прошу информировать меня о результатах рассмотрения настоящей жалобы. Заявление, подписанное 25 пассажирами указанного рейса и посадочный талон прилагается», - сказано в документе, адресованном в главную транспортную прокуратуру.

Редакция КазТАГ уже обратилась с запросами касательно уголовного дела в правоохранительные органы, а также в комитет гражданской авиации (от которого, учитывая регулярные игнорирования запросов, касающихся интересов пассажиров, редакция на самом деле и не ждет ответа) и пресс-службу Air Astana. Отметим, что, когда данный материал готовился к публикации, за пару минут до публикации на сайте вместо полноценного ответа пресс-служба КГА скинула редакции КазТАГ номер телефона пресс-службы Air Astana. Редакция задала вопрос: «КГА, получается, никак не вмешивается в такую ситуацию, не защищает интересы пассажиров?» Данный вопрос остается открытым.

Напомним, КазТАГ ранее затрагивал вопрос работы КГА и Air Astana в материале «Развивать туризм в Казахстане – как носить воду в решете».

Источник фото: Фото из открытых источников.


adimage