10 главных событий 2023 года по версии агентства КазТАГ

Астана. 26 декабря. КазТАГ – Международное информационное агентство КазТАГ определило 10 наиболее важных событий в Казахстане за 2023 год.

1. Выборы в мажилис

19 декабря в Казахстане состоялись внеочередные выборы в мажилис, которые сопровождались нарушениями, которые раскритиковало ОБСЕ, а выводы организации поддержал и Евросоюз. Вместе с тем, выборы признаны состоявшимися. Впервые за долгие годы в парламент попали самовыдвиженцы, в том числе и от политических партий. По итогам плебисцита в парламент прошли следующие политические партии: Amanat (бывшая Nur Otan), Народная партия Казахстана, демократическая партия Казахстана «Ақ жол», Общенациональная социал-демократическая партия, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» и партия Respublica.

2. Планы строительства АЭС

Вопрос строительства АЭС в Казахстане был поднят президентом Касым-Жомартом Токаевым еще в сентябре 2021 года, и после активной критики данной идеи со стороны представителей широкой общественности и экспертного сообщества глава государства пообещал, что решение будет принято после проведения референдума. В 2023 году обсуждение данного вопроса перешло в активную фазу – власти де-факто уже определились с площадкой для размещения станции – это поселок Улкен на берегу озера Балхаш в Алматинской области. Казахстан ведет углубленные переговоры по АЭС с «Росатомом» и еще тремя компаниями, но пока не рассматривает заявки от них. Вместе с тем, противники АЭС указывают на риск экологической катастрофы, вероятность неизбежного роста тарифов, коррупционные риски, а также обращают внимание на то, что возникший энергодефицит не в последнюю очередь вызван майнингом, выгодополучателями которого назван ряд казахстанских олигархов.

3. Приговор Масимову и его экс-подчиненным по делу о январских событиях

Одним из самых громких уголовных дел по январским событиям, по которым в уходящем году был вынесен приговор, является процесс над бывшим председателем комитета национальной безопасности (КНБ) Каримом Масимовым и рядом его экс-подчиненных. Так, экс-начальник ДКНБ Алматы Нурлан Мажилов, бывший руководитель ДКНБ Алматинской области Сабит Курманаев и экс-глава ДКНБ Аслан Рахимов были осуждены после того, как бросили вверенные им стратегические объекты в ходе январских событий 2022 года, а сам Масимов и его бывшие замы Ануар Садыкулов и Даулет Ергожин получили сроки как непосредственные заговорщики, организовавшие январские события. В частности, бывший глава КНБ был приговорен к 18 годам заключения. 14 ноября выяснилось, что Масимов после оглашения приговора по делу о январских событиях оставлен в СИЗО Астаны по еще одному уголовному делу.

4. Борьба с бытовым насилием и дело Бишимбаева

Уходящий год прошел под знаком борьбы с бытовым насилием. Еще весной Токаев заявил, что работа по профилактике семейного насилия ведется слабо, а меры, предпринимаемые соответствующими органами, в том числе правоохранительными, не приводят к положительному результату. Заявление по ситуации в Казахстане сделала даже авторитетная международная правозащитная организация – Human Rights Watch. Однако резонансные события после этого продолжились. В числе «героев» оказались родственники мажилисмена Даулета Турлыханова, в том числе его сын, а коллега депутата по палате Марат Башимов и вовсе обвинил женщин в том, что они сами провоцируют насилие. Заявление было сделано к концу сентября, а уже через месяц – 9 ноября страну потрясла новость: бывший казахстанский министр Куандык Бишимбаев подозревается в том, что забил жену до смерти! Экс-чиновник сейчас под стражей, его отец пытается судиться с журналистами, считая, что именно СМИ и блогеры спровоцировали возбуждение уголовного дела против его отпрыска, а казахстанцы собирают подписи под старой петицией против бытового насилия, которая, как следует из позиции министра юстиции Азамата Ескараева, не имеет никакой юридической силы и для рассмотрения волеизъявления граждан нужна новая петиция, если она вновь соберет голоса. Прямо в эти дни вопрос борьбы с насилием в отношении женщин активизировался с новой силой после трагического ДТП в Алматы, спровоцированного тем, что недовольный пассажир ударил женщину-водителя автобуса, и она потеряла сознание, в результате чего погибли люди.

5. ЧС природного характера из-за засухи, пожара и… Сайгаков

В июне в области Абай вспыхнул масштабный лесной пожар – в моменте оказавшийся одним из крупнейших в мире. В Семее из-за катаклизма был объявлен режим ЧС, огонь тушили почти месяц, на помощь в регион были переброшены огнеборцы из Астаны, а также Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей. В огне погибли 14 человек, в стране был объявлен траур. В связи с происшествием сменилось руководство МЧС. В целом, пожар в очередной раз актуализировал вопросы коррупции в рядах сотрудников служб ЧС и лесничеств, а также их материального оснащения. 10 ноября генеральная прокуратура сообщила о том, что уголовное дело о пожаре направлено в суд.

ЧС природного характера, но уже по другому поводу была объявлена летом в Жамбылской области, где случилась сильная засуха. Из-за нехватки воды пострадали посевы, правительство выделило из резерва местным фермерам более Т3,6 млрд. В общей сложности пострадали поля 400 субъектов АПК на площади 9 тыс. га.

Еще в одном регионе Казахстана ЧС не был объявлен, но очень просили – фермеры Западно-Казахстанской области пожаловались на ситуацию с сайгаками, которые, по словам животноводов, «вытаптывает сенокосы, а после их нашествия на пастбищах не остается травы для домашнего скота». В итоге власти официально заявили, что некогда оказавшаяся под угрозой популяция сайги в Казахстане восстановлена и даже разрешили их отстреливать, причем, вплоть до 20 декабря. Не известно, знает ли об этом знаменитый голливудский актер Леонардо Ди Каприо, но он под занавес уходящего года поздравил казахстанские власти с увеличением поголовья сайгаков в стране.

6. Уход Миттала из Казахстана

Одним из главных событий в промышленности безусловно является уход из Казахстана индийского металлургического магната Лакшми Миттала и его компании «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ). Уходу предшествовали годы трагических инцидентов – с 2000 года на объектах АМТ погибло около 300 казахстанцев. Последней каплей в чаше терпения казахстанцев стала крупная трагедия, которая произошла 28 октября на шахте имени Костенко, где в результате взрыва погибли почти 50 человек. 9 декабря в МЧС сообщили, что материалы по трагедии на шахте имени Костенко в Карагандинской области по 19 должностным лицам АМТ передали в правоохранительные органы. Семеро сотрудников АМТ задержаны и водворены в ИВС. 8 ноября КазТАГ сообщал, что Qazaqstan Steel Group стал новым инвестором AMT. Акционером является казахстанский бизнесмен Андрей Лаврентьев.

7. Планы изъятия Т1,5 трлн из ЕНПФ

21 ноября КазТАГ со ссылкой на оказавшиеся в его распоряжении документы и осведомленный источник сообщил, что Т1,5 трлн пенсионных накоплений казахстанцев хотят потратить на инфраструктурные проекты и выгодополучателями могут оказаться выведшие средства за рубеж представители Старого Казахстана. Данные планы, которые позднее подтвердились официально, не поддержали в Международном валютном фонде, а ряд депутатов и экспертов и вовсе раскритиковал их, считая данную меру «латанием дыр» в бюджете. Когда обсуждение этих планов перешло в активную фазу, началась серия «технологических нарушений» (так власти называют то, что рядовые граждане называют авариями) на объектах теплоснабжения множества крупных городов Казахстана, тогда как изъятие средств из ЕНПФ в числе прочего обуславливают и планами строительства ряда ТЭЦ. Казахстанцы выражают опасения по данному поводу, учитывая имеющиеся коррупционные риски. Как сообщал КазТАГ 15 декабря, в Казахстане запустили петицию против изъятия Т1,5 трлн пенсионных накоплений граждан.

8. Дело организаторов атак на СМИ

К концу 2022 года ряд независимых СМИ Казахстана и их сотрудников, в том числе агентство КазТАГ начали подвергаться как масштабным хакерским DDoS- и спам-атакам, так и физическим нападкам. Разбитые стекла, свиная голова в посылке с фотографией журналиста в пасти, распространение личных данных журналистов и даже их детей – все это лишь часть атак. Лишь после заявления Союза журналистов Казахстана и последующего вмешательства в ситуацию президента Токаева и администрации президента 28 февраля МВД заявило о задержании координатора провокационных атак – иностранного гражданина, квалифицированного хакера О. Токарева. Также был задержан организатор атак – им оказался родственник олигарха Александра Клебанова – Аркадий Клебанов. В группе злоумышленников состояло несколько человек. Преступникам вменили свыше 30 провокаций против ряда представителей масс-медиа. В числе вменяемых преступлений поджоги автотранспорта, угрозы и нападения на журналистов, их близких и редакции, взломы, DDoS-атаки.

Целью нападений была названа имитация преследования представителей масс-медиа «для дискредитации президента РК и проводимых им демократических реформ». Несмотря на столь казалось бы «громкое» обвинение, до реального тюремного заключения дело не дошло – 10 ноября стало известно, что Клебанов признан невменяемым и будет содержаться в обычной психушке – хотя для опасных преступников предусмотрена специальная психбольница «Актас». Подельники Клебанова, в том числе Токарев отделались условными сроками, о чем стало известно 21 ноября. И, то ли по странному совпадению, то ли как закономерный итог – на следующий день после этого решения суда DDoS-атаки, подобные тем, которые осуществлялись в конце 2022 года, на сайт КазТАГ возобновились с новой силой. Ресурсы агентства КазТАГ и ряда других СМИ с 22 ноября – то есть со следующего дня после того, как испытывавшие «демократические реформы» Токаева на «прочность» хакеры были оставлены судом на свободе – фактически ежедневно продолжают подвергаться массированным DDoS- и другим кибер-атакам.

Однако даже это не самое тревожное в указанной ситуации. Редакция обеспокоена тем, что тот же Клебанов, находясь в обычной психлечебнице без интенсивного наблюдения, а не в «Актасе», может в любой момент совершить и более тяжкое преступление, такое как убийство журналистов, и избежать уголовного наказания, будучи признанным невменяемым. Редакция КазТАГ считает, что именно вмешательство главы государство позволило в начале уходящего года нейтрализовать преступников, деятельность которых была прямо направлена против самого Токаева и надеется, что он, как гарант Конституции, не допустит продолжения атак на СМИ со стороны противников свободы слова в Казахстане.

9. Тучи над Кожамжаровым и новый поворот в «Хоргосском деле»

Под конец уходящего года в распоряжении агентства КазТАГ оказались сведения, которые дарят надежду на справедливость множеству тех, кто за последние полтора десятилетия незаконно оказались вовлечены в орбиту следствия, когда одним из самых влиятельных силовиков Казахстана был Кайрат Кожамжаров. В частности, 11 декабря КазТАГ со ссылкой на источник сообщил, что бывший сотрудник агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (АБЭКП, финансовая полиция) Улан Мадиев взят под стражу. Указанный субъект был одним из подчиненных Кожамжарова в бытность последнего главой финпола. С Мадиевым по делу проходят и другие лица из команды бывшего сенатора и экс-генпрокурора Кожамжарова. 15 декабря агентству КазТАГ информацию об уголовном деле в отношении бывших подчиненных так называемого «опричника Назарбаева» официально подтвердили в генпрокуратуре. В информации о пытках, которые вменяют бывшим подчиненным экс-сенатора, в числе прочего упоминаются изнасилования девушек, которые стали подозреваемыми по «Хоргосскому делу». В материалах фигурируют имена Мадиева, бывшего высокопоставленного сотрудника финпола Талгата Татубаева (один из ближайших «протеже» Кожамжарова) и экс-главы департамента финпола по Алматинской области Сергя Потанина, которых Кожамжаров продвигал по карьерной лестнице. Примечательно, что, если Мадиев, Татубаев и бывший начальник департамента АБЭКП по Алматы Максат Дуйсенов просто называются выгодополучателями контрабанды на «Хоргосе», то сам Кожамжаров называется главным выгодополучателем указанных криминальных схем.

Незадолго до публикации материала о задержании Мадиева КазТАГ приводил информацию о том, что экс-прокурор Наурызбайского района Алматы Виктор Тихонов, осужденный по сфабрикованному делу и оправданный Верховным судом, указал на вероятную косвенную причастность подчиненных Кожамжарова к громкому убийству ключевого свидетеля по «Хоргосскому делу». И именно его подчиненных считают причастными к фабрикации громких уголовных дел Тихонова, а также журналистов Сейтказы и Асета Матаевых в ходе рейдерской атаки на агентство КазТАГ, а также ряда других лиц.

10. Продолжение «деелбасизации» и риск реванша «Старого Казахстана»

«Деелбасизация», начатая в 2022 году после кровавых январских событий, продолжилась и в 2023 году. В Казахстане после Қаңтара начали ставить на утрату нормативно-правовые акты, наделявшие экс-президента Нурсултана Назарбаева различными полномочиями и статусами, способствовавшими сохранению его влияния и этот процесс в уходящем году перешел в активную фазу. 4 июля 2023 года был подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций, государственных наград, социального обеспечения и образования», которым Токаев одобрил лишение Назарбаева статуса главы попечительских советов структур его имени, а в ноябре стало известно, что президент распустил совет управления фондом «Самрук-Казына», который возглавлял бывший самоназванный «елбасы».

Вместе с тем, если еще 26 сентября 2022 года суд приговорил племянника Назарбаева – Кайрата Сатыбалды к шести годам лишения свободы за хищения и причинение имущественного вреда двум компаниям, то в 2023 году продолжилось расследование по другим преступлениям, которые вменяют родственнику экс-президента. Более того, в уходящем году под следствие по делу о январских событиях попал еще один племянник Назарбаева – младший брат Сатыбалды – бывший первый зампред КНБ Самат Абиш.

Менее чем через два месяца после того, как стало известно об этом, умер родной брат экс-главы государства – Болат Назарбаев, с именем которого связывают в числе прочего и рейдерские захваты в бытность его старшего брата президентом страны.

Почти сразу после смерти своего брата Нурсултан Назарбаев заметно активизировался – на похоронах Болата Назарбаева без какой-либо скромности перечислялись некие выдающиеся заслуги экс-главы государства перед народом Казахстана, было заявлено о некой якобы широчайшей «поддержке» бывшего самоназванного «елбасы» со стороны казахстанцев, что вызвало возмущение среди самих граждан страны.

На этом фоне Назарбаев издал книгу, в которой признался в двоеженстве и наличии двух незаконно рожденных сыновей и даже съездил в Москву, где добился личной аудиенции у президента России Владимира Путина. В обществе всерьез заговорили о возможных планах «Старого Казахстана», который Назарбаев олицетворяет, взять реванш после январских событий и вернуть себе власть. Опасений добавляет и то, что чиновники в высших эшелонах власти до сих пор не рискуют публично называть имя младшей дочери экс-президента – Алии Назарбаевой, а сама она избежала ответственности по уголовному делу «Оператора РОП». Также не осталось незамеченным и назначение под занавес уходящего года экс-мажилисмена Мади Ахметова, который едва ли не боготворил Назарбаева, за что, по мнению многих, и возвысился во власти в свое время, на руководящий пост в акимате Алматинской области. Также не возникают пока у следствия вопросы и к другим родственникам Назарбаева, которых активно критикуют как рядовые казахстанцы, так и депутаты мажилиса.

Источник фото: Коллаж КазТАГ


adimage