Необоснованное обогащение – у Air Astana штраф Т6,8 млрд, нарушения и у Qazaq Air с FlyArystan

Астана. 29 сентября. КазТАГ – Главная транспортная прокуратура выявила множество грубых нарушений в работе авиаперевозчиков Air Astana, Qazaq Air и FlyArystan, передает корреспондент агентства.

«В авиакомпаниях Air Astana и Qazaq Air вразрез требованиям пункта 5 главы 2 правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте распространена практика продажи билетов сверх рассчитанной вместимости воздушного судна. Указанные перевозчики, нарушая требования пункта 27 правил, по специальным тарифам на международных направлениях перевозили детей по стоимости взрослого билета, тогда как несовершеннолетним пассажирам предусмотрена 50% скидка», - говорится в справке главной транспортной прокуратуры, копия которой имеется в распоряжении агентства КазТАГ.

Документ приобщен протоколу заседания координационного совета Казахстана по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью на транспорте.

«К примеру, 18 августа текущего года на несовершеннолетних пассажиров по специальному тарифу «Лайтс», имеющему ряд ограничений (бесплатный багаж не предоставляется, обмен авиабилета запрещен и так далее), приобретены билеты на рейс авиакомпании Qazaq Air сообщением «Астана-Баку» по стоимости Т119 699 для каждого. Аналогичные нарушения выявлены по авиакомпании FlyArystan», - сказано в документе.

Как отметила прокуратура, по указанным фактам на основании акта прокурорского надзора авиакомпании привлечены к административной ответственности.

«Однако подобные нарушения имеют место на сегодняшний день, комитетом гражданской авиации (КГА) меры по их недопущению, равно привлечению виновных лиц к ответственности, не принимаются», - подчеркнули в надзорном органе.

По информации ведомства, Северо-Казахстанской транспортной прокуратурой по результатам анализа соблюдения прав авиапассажиров в деятельности авиакомпании Qazaq Air выявлено незаконное взимание дополнительных сборов.

«Авиакомпания за дополнительную плату предоставляла возможность выбора мест пассажирам на борту самолета (с 1 по 16 ряды) по осуществляемым субсидированным авиамаршрутам, в том числе «Астана-Петропавловск-Астана» и «Алматы-Петропавловск-Алматы». При этом договором бюджетного субсидирования регулярных авиамаршрутов между КГА и Qazaq Air установлен действующий тариф стоимости билетов с учетом аэропортовых и страховых сборов, а также стоимость дополнительных услуг», - уточняется в документе.

По акту прокуратуры незаконное взимание дополнительных сборов отменено.

«Авиакомпания АО «Air Astana», несмотря на неизменность цен на авиатопливо, необоснованно применяло топливный сбор к пассажирам. При отсутствии фактора, снижающего риски высокой волатильности, авиакомпания применяла топливный сбор в размере от Т3500 до 6500, в зависимости от маршрута перевозок. При этом, расстояние между аэропортами вылета и назначения (маршрут) не учитывалось (топливный сбор по маршрутам «Астана – Орал» и «Алматы – Орал» идентичен и составляет Т6500, разница в расстоянии составляет 692 км)», - говорится в справке.

Как отметили в надзорном органе, на сегодняшний день авиакомпаниями при определении цены используется механизм динамического ценообразования, который на основе анализа динамики продаж позволяет автоматически менять цену билета, исходя из существующего спроса и оставшегося объема предложения, то есть, цена авиабилетов рассчитывается, исходя из спроса и покупательной способности.

«При этом, при реализации авиабилетов в день вылета, либо на ближайшие даты, АО «Air Astana» применяется обязательный топливный сбор. В этой связи безразборное применение топливного сбора ко всем категориям пассажиров фактически нивелирует цель и принцип его применения и превращает в источник необоснованного обогащения. По представлению прокуратуры на авиакомпанию наложен административный штраф в размере Т6,8 млрд. Также по акту прокурорского надзора министерством транспорта принимаются меры по исключению топливного сбора», - сообщили в главной транспортной прокуратуре.

Редакция КазТАГ предлагает всем заинтересованным структурам считать данную публикацию запросом комментариев касательно описанной ситуации.

Напомним, ранее 28 сентября в интервью журналисту Асету Матаеву авиационный эксперт Абул Кекильбаев негативно оценил ситуацию в авиационной отрасли Казахстана, признавшись, что боится летать казахстанскими самолетами. Также он выразил мнение, что авиакомпания Air Astana – это компания-инвалид, которая может не выжить в рыночных условиях. Кроме того, он рассказал, почему у Air Astana особые условия, а с FlyArystan казахстанцев ввели в заблуждение. Вместе с тем, по его словам, авиакомпании Казахстана через картельный сговор создают дефицит авиабилетов, причем на самом «жирном» маршруте – Алматы-Астана. Помимо этого, как считает Кекильбаев, подписание техрегламента ЕАЭС обернулось для Казахстана дефицитом авиакеросина. Также он отметил, что в ситуации с реализацией транзитного потенциала Казахстан не может предоставить даже качественный сервис. Кроме того, он рассказал о том, что РГП «Казаэронавигация» использует технологии времен Великой отечественной войны.

Полностью интервью Кекильбаева смотрите на видеосервисе YouTube.

Источник фото: kapital.kz


adimage